Её душа распахнута, как небо!
Семь лет назад ушла из жизни заслуженный врач КЧР, кандидат медицинских наук, хирург высшей квалификационной категории, отличник здравоохранения КЧР Лёля (Кизтума) Сеитбиевна Темирова.
В благодарной памяти сотен пациентов она осталась профессионалом высочайшего уровня, заботливым и ответственным специалистом, человеком с глубокой эмпатией, хирургом, неустанно спасающим жизни людей и проводящим лечение так спокойно и аргументированно, что у пациента не оставалось ни страхов, ни сомнений.
Профессионалы задают вектор
К слову, со словами благодарности её пациенты выступали и на страницах газеты «День республики». Так, в 2013 году ветеран труда из города Черкесска М. Мастренко написал в редакцию, что проработал на Черкесском заводе РТИ 52 года, нажил астму и хронический бронхит, отчего не мог нормально дышать. Но после операции, которую ему сделала Леля Темирова, он словно заново родился. А после операции, сообщал ветеран труда, Темирова каждый день навещала его, интересовалась самочувствием и настроением, отчего Мастренко испытывал огромную радость и благодарность.
Стать профессионалом высочайшего уровня Лёле Сеитбиевне помогли мечта и пример наставников.
Родилась она в 1955 году в селе Ленин-Жольск Казахской ССР, куда семья попала в годы депортации. Родители, очень авторитетные и уважаемые люди, были добры и отзывчивы к чужой беде, всегда спешили людям на помощь – словом, были прекрасным примером для четырёх дочерей и двух младших сыновей.
Окончив школу в селе Чапаевском, Лёля поступила в медучилище, из которого выпустилась в 1973 году – с дипломом с отличием и мечтой стать хирургом. Большую роль в принятии этого решения сыграл её преподаватель Петр Ионов. Он часто брал студентов на свои дежурства, а однажды доверил Лёле ассистировать ему на вскрытии абсцесса ягодичной области. По окончании операции похвалил: «Молодец, ты станешь хорошим хирургом!»
А после знакомства с гениальным торакальным хирургом из Ставрополя Муратом Джаубаевым девушка окончательно утвердилась в выборе профессии. Дело в том, что её отец Сеитбий более 12 лет мучился из-за болей в позвоночнике. Его лечили в Карачаево-Черкесии и за её пределами, но только профессор Джаубаев смог поставить точный диагноз, а потом лично прооперировал Сеитбия, вернув его к нормальной жизни.
После медучилища Лёля два года проработала медсестрой в хирургическом отделении Учкекенской райбольницы, затем перевелась в травматологическое отделение Черкесской городской больницы, попутно готовясь к поступлению в институт.
К мечте – через преграды
Однако в 1976 году Леля вышла замуж, а через год родила девочку. При этом мечту о хирургии не оставляла ни на минуту.
При поступлении в мединститут в те годы преимуществом пользовались абитуриенты, в активе которых имелся трудовой стаж, поэтому Леля устроилась слесарем-сборщиком на завод «Каскад». И в 1980 году она всё-таки стала студенткой Ставропольского мединститута. Её супруга такой расклад сильно не устраивал, но Лёля не собиралась поступаться мечтой. В итоге она осталась с дочкой Земфирой на руках, получила в общежитии койку, устроила ребенка в садик буквально на другом конце Ставрополя и стала усердно учиться и одновременно работать. Она взяла дежурства в хирургическом отделении краевой больницы, а на 5-м курсе ей уже доверяли самостоятельно проводить несложные операции.
Ординатуру Лёля проходила в горбольнице Черкесска, где её наставником стал хирург Евстафий Кузнецов. Первую свою операцию Лёля запомнила навсегда. Перед операцией Кузнецов заявил: «Начинайте аппендэктомию, а я отлучусь ненадолго». Темирова прооперировала женщину, а наставника всё не было. Как оказалось, Кузнецов отсутствовал намеренно, поскольку был абсолютно уверен в Лёле. И не ошибся.
Пациенты писали в книге отзывов трогательные строки: «У хирурга Лели Темировой не только золотые руки и доброе сердце, у неё душа распахнута, как небо. Таким голосом, как она, с больными разговаривают мать, сестра…» Или: «Лёля Сеитбиевна спасла мне жизнь. Нет слов, чтобы передать свою бесконечную ей благодарность!»
Действительно, хирург от Бога, Лёля Темирова изо дня в день, из года в год спасала жизни людей, проводя в день по 4-5 операций.
При этом Леля Сеитбиевна беспокоилась о своих больных и после операции, и дома, и даже в отпуске. Недаром за тридцать лет в её хирургической практике не было не то что летального исхода – даже послеоперационных осложнений.
Свой профессионализм Лёля Темирова оттачивала с первых дней работы. В 1989 году она прошла первичную специализацию по экстренной хирургии. В 1990 и 1992 гг. – ещё одну специализацию в Московском НИИ проктологии, после которой стала первым женским врачом-проктологом в Карачаево-Черкесии. В том же НИИ она получила третью по счёту специальность – врача УЗИ органов брюшной полости. В 1999 году Лёля Темирова прошла обучение на курсах эндоскопической диагностики в Московском государственном медико-стоматологическом университете. Затем – обучение на курсах эндовидеохирургии (это область хирургии, позволяющая выполнять операции через точечные проколы тканей) и лапароскопии. В 2007 году Темирова прошла обучение по программе «Клиническая фармакология в клинике внутренних болезней». В 2014 г. она окончила курсы повышения квалификации по направлению «Организация здравоохранения и общественного здоровья».
Одновременно Лёля Сеитбиевна преподавала в том самом медколледже, который в своё время окончила, защитила кандидатскую диссертацию и работала над докторской. Её выбрали членом нескольких медицинских организаций, в том числе Ассоциации хирургов КЧР, общероссийской общественной организации «Офицеры России»…
На страже до конца
В 2014 году Лёля Сеитбиевна стала заместителем главного врача горбольницы по лечебной части. Несмотря на огромную занятость, она продолжала принимать пациентов, причём в первую очередь немощных или имеющих увечья. Люди со всей республики стремились попасть на приём именно к ней.
Темирову звали работать во многие частные клиники Москвы, Кавминвод, Сибири. Но она оставалась верна семье, друзьям, коллегам, родной республике. Сёстры и братья, особенно горячо любимый младший брат Магомед, тоже всегда были рядом, помогали и поддерживали. А любимая дочь Земфира неизменно радовала Лёлю своими успехами. Дочь окончила экономический факультет КЧТИ, затем получила второе высшее образование по специальности «Юриспруденция». В апреле 2009 года защитила учёную степень кандидата экономических наук. В настоящее же время Земфира Новзалиевна Теунаева работает в Государственно-правовом управлении Главы и Правительства КЧР.
Но в один ужасный день, как Лёля Сеитбиевна ни скрывала своё состояние от близких, стало известно, что она неизлечимо больна. Отчаянию родных не было предела. Дочь винила себя в том, что не уберегла мать, сёстры и братья тоже извелись.
Сама Лёля Сеитбиевна как была, так до последнего и оставалась настоящим бойцом. Несмотря на тяжёлую болезнь, она продолжала помогать каждому, кто обращался к ней за помощью, хотя её собственное здоровье ухудшалось день ото дня.
Увы, судьба отмерила Лёле недолгую жизнь. Сердце Кизтумы (Лёли) Сеитбиевны Темировой перестало биться 4 октября 2017 года. Ей было 62 года.
Когда из жизни уходит такая личность, величина, трудолюбивый, порядочный, ответственный человек, он всегда оставляет после себя добрый след и вознаграждается памятью людей. Память людей, спасенных Лёлей Темировой, память людей, которым выпало счастье знать её, как показало время, неизбывна…
{{commentsCount}}
Комментариев нет