С самоваром чай важнее
Мы открываем новую рубрику, посвященную экспонатам из фондов Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника им. М. О. Байчоровой. Сегодня мы расскажем о легендарных тульских самоварах. Несколько экземпляров этих «водогреев» имеется и в нашем музее.
Самоварных дел мастера Баташевы
На самом деле, в России существовали десятки предприятий, выпускающих самовары. Самые популярные водогреи изготавливались мастерами тульской фабрики Василия Степановича Баташева. В 1877 году это была крупнейшая фабрика в Туле, производивший около 6000 самоваров в год, а к 1883 производство выросло до 11 760 экземпляров. Самовар Баташевых с гордостью выставлялся и становился украшением всероссийских и заграничных выставок, завоёвывая высокие награды и получая медали.
В начале ХХ века фабрикой Баташева выпускались самовары пятидесяти четырех разных видов и фасонов. Эти самовары считались лучшими по качественным характеристикам и эстетическому виду. Увы, через год после революции фабрика была национализирована и закрыта. Однако после она была открыта вновь как… Тулпатронзавод. Но это уже совсем другая история.
Торговый дом братьев Шемариных
Легендарная же история тульского самовара Шемариных началась с того, что старший из братьев, Владимир, женился на вдове оружейника Гудкова Пелагее. Он получил в приданое самоварную фабрику, основанную в 1878 году. Фабрика Шемариных к 1904 году производила более ста видов самоваров: жаровые и спиртовые, которые работали на техническом спирте. Делали их из разных материалов (например, латуни и меди) и разных объемов: от 2,5 до 10 литров. К началу прошлого века фабрика братьев занимает второе место в городе по объему выпускаемых изделий и количеству рабочих. Первое место не уступала фабрика наследников Баташева.
Самовар у казаков и горцев
Самовар был очень популярен у казаков. Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его к столу. А встречал всех «генерал» – самовар, который «кипит, просит чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно зеркало.
Во время церемонии чаепития было много особенностей. Гостям чай обычно разливала хозяйка дома либо её старшая дочь. Считалось, что они передают хорошее настроение. Казаки пили чай из гранёных стаканов и чашек. Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит, жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки. На «жидкий» чай, сквозь который «Москву видать», обижались. Чем гуще чаёк, тем лучше. Казаки пили чай горячим, наливая в блюдце, и, важно раздувая щёки, дули на напиток.
К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. А ещё часто пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» – огромных кусках, которые весили 10-11 килограммов. Его рубили на средние куски, а затем чайными щипцами кололи на маленькие. С одним кусочком сахара казаки могли выпить три-четыре чашки чая. Такой сахар был «долгоиграющим». Хранили его казачки по-особому: в мешочках из ткани синего цвета. Этот цвет защищал сахар, и он долго оставался белоснежным.
Когда же казаки переселились на Кавказ, то с собой они привезли и традицию самоварного чаепития, которую подхватили и местные жители. Теперь богатые горцы наряду с европейской мебелью, швейными машинами и граммофонами старались покупать и самовары, чтобы и самим чай пить, и кунаков угощать.
{{commentsCount}}
Комментариев нет