День республики № 117 от 12.10.2024

Абазинская циновка «джьаргьан»

22 октября в 08:57
1 просмотр

Этот экспонат, представленный в экспозиции Карачаево-Черкесского музея-заповедника «Уникальное культурное наследие народов Карачаево-Черкесии», был создан в начале ХХ века и находился в семье Хубиевых в ауле Кумско-Лоовском, ныне село Красный Восток (на фото).

Древнее искусство плетения адыги и абазины применяли в самых разных областях своего быта. Жилища делали из стеблей камыша, переплетенных между собой и обмазанных глиной, из прутьев лозы изготавливали загоны для скота. Из побегов ивы, кизила, лещины плели ограды вокруг домов. Корзины для фруктов и зерна плели из стеблей болотной травы, камыша, стеблей кукурузы.

Циновками называются плетеные ковровые изделия из камыша, рогоза, соломы, тростника и других растений. Декоративное плетение было одним из самых древних прикладных искусств адыгов и абазин. Элементы плетеных изделий археологи находили еще в захоронениях Майкопской культуры, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры.

Основным материалом для плетения циновок был рогоз – болотная трава с длинным ползучим корневищем и узкими листьями. Его легко узнать по характерному початку коричневого цвета. Рогоз перед плетением специальным образом подготавливали. Стебли травы нужно было срезать в июне, до цветения, и выбрать женские растения, листья которых мягче и не ранят руки при плетении. Плетение циновок наряду с ткачеством, изготовлением одежды и золотым шитьем являлось важной частью трудового воспитания девушек. Если золотым шитьем занимались в основном женщины аристократического круга, то плетение циновок было уделом крестьянок. Для плетения использовали деревянную раму с вертикально натянутыми внутри нее нитями основы.

Стебель продевался между натянутыми внутри рамы нитями определенным способом, заранее задавался шаг плетения. На нитях закреплялась поперечная планка с отверстиями, количественно равными числу нитей. Опуская ее, мастерица прижимала только что вплетенный в циновку стебель к продетому ранее, тем самым уплотняя плетение. Мастерицы достигали многоцветности ковриков либо с помощью красителей, либо за счет особенностей рогоза. Например, высушенный на солнце рогоз приобретал теплый желтый цвет. Если его оставляли в сухом темном месте, он становился зеленым. А чтобы получить черный рогоз, стебли на время клали на дно реки.

Традиционные абазинские циновки могли выполнять самые разные функции. Их использовали в интерьерах как декоративные панно и паласы на стенах, на которые развешивали оружие и музыкальные инструменты. Стелили циновки и на пол. Дети спали на жестких деревянных кроватях, покрытых «джьаргьан», чтобы выработать статную прямую осанку. Существовали также коврики, которыми пользовались хозяйки во время приготовления пищи. С распространением ислама для совершения мусульманином молитвы использовали специальные циновки – «намазлыки».

Циновка была непременным атрибутом большого числа традиционных обрядов. Например, при подготовке приданого для свадьбы невеста должна была сплести три циновки, тем самым показать своё трудолюбие и мастерство. На циновке она должна была стоять и при первой встрече со свекровью. Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. И адыги, и абазины хоронили умершего на циновке. Существовало поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения.

Циновки обычно имеют прямоугольную форму, часто с закругленным или заостренным верхом, они могут быть самого разного цвета и украшены самым разнообразным орнаментом. Часто на циновках изображались родовые знаки, стилизованные растения, животные, предметы быта.

В наше время циновки больше не плетут, они ушли из повседневного быта. Теперь их создают лишь немногие мастера-энтузиасты, которые сохраняют и продолжают традиции древнего ремесла.

Ирина ДЖЕГУТАНОВА,
завсектором дореволюционной
истории республиканского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.

Ирина ДЖЕГУТАНОВА
Поделиться
в соцсетях
Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой музейная деятельность плетение адыгской циновки плетение из рогоза прикладное искусство Тайны музея экспонаты