День республики № 128 от 09.11.2024

Ногайский войлочный ковер

12 ноября в 13:37
3 просмотра
Так выглядит традиционный ногайский войлочный ковер
Так выглядит традиционный ногайский войлочный ковер

Войлочный ковер «оюв кийиз», представленный в экспозиции Карачаево-Черкесского музея-заповедника «Уникальное культурное наследие народов КЧР», был создан в начале XX века и бытовал в Ногайском районе Дагестана, в ауле Канбатор.

Зарождение войлочного искусства у ногайцев уходит корнями в глубокую древность, когда их предки вели кочевой образ жизни. Основным занятием кочевых народов было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи.

Шерсть издавна использовалась в быту человека. Одним из универсальных ее производных стал войлок – нетканый материал, получаемый в результате валяния и обладающий уникальными свойствами – хорошей воздухопроницаемостью и низкой теплопроводностью.

Суровые климатические условия ногайских степей порождали потребность в войлочных коврах. Ими покрывали юрты, украшали и утепляли стены, полы. А еще такие ковры являлись неотъемлемым атрибутом свадебных обрядов, их преподносили в качестве дорогого подарка.

Обработка шерсти у ногайцев, как и у многих других народов, была обязанностью женщины. Практически каждая ногайка занималась валянием шерсти и изготовлением войлочных изделий. Характерной особенностью ногайских войлочных ковров был естественный неокрашенный цвет шерсти и вышивка контрастными шерстяными нитками традиционных орнаментов, состоящих из стилизованных зооморфных, растительных элементов. В орнаменте также могла присутствовать и тамга рода.

Из войлока также изготавливали молитвенные коврики «намазлыки» размерами 80×120 см. Они украшались вышивкой и аппликацией, в которых применялась мусульманская символика, обозначалось место преклонения головы.

Разновидностей войлочных ковров у ногайцев было много: «там кийиз» – настенный ковер; «тоьсемек» – ковер, заменяющий палас; «тутув кийиз» – держащий ковер, вешался обычно в верхней части юрты; «этек кийиз» – нижний ковер, вешался в нижней части жилого помещения. Красочно украшались: аппликациями дверная занавеска «отава» для молодоженов – «эсик кийиз», вышивкой цветными шерстяными нитками ковер невесты – «келин кийиз». Нарядностью отличался белый ковер для невесты «ак кийиз», вышитый темно-коричневыми нитками. «Алабай-кийиз» – это коричневый ковер, расшитый белыми нитками, края которого обшиты шнуром из белых и коричневых ниток. На художественную вышивку такого войлочного ковра уходило от 4 до 5 месяцев.

Орнамент ногайских войлочных ковров традиционен, в нем отражались ценностные ориентации народа, эстетические идеалы. Вся декоративность аппликативных войлоков строилась на контрасте белого орнамента и черного фона. Края аппликации оформлялись каймой из тонкого шнура, пришитого «вприкреп».

На сегодняшний день, несмотря на переход к оседлой жизни, войлок остается характерным элементом материальной культуры ногайцев, а орнаментальное декорирование войлочных изделий – вкладом ногайского народа в мировую культуру.

Ирина ДЖЕГУТАНОВА,
зав. сектором современной истории
Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.

Ирина ДЖЕГУТАНОВА
Поделиться
в соцсетях
валяние шерсти войлочное искусство Дагестан изготовление войлочных ковров Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой КЧР музей музейный фонд ногайская культура ногайский народ Ногайский район Республика Дагестан Тайны музея традиции экспозиция экспозиция "Уникальное культурное наследие народов КЧР экспонаты