Карачаевский войлок: из прошлого в настоящее
Представленный в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой войлок (на снимке) бытовал в конце XIX в. в карачаевской семье Урусовых в ауле Учкулан.
Основой хозяйства карачаевцев было скотоводство отгонного типа, связанное с сезонными откочевками на горные пастбища, которое обеспечивало шерстью мастериц-горянок. Изготовление войлоков являлось делом женщин и носило характер домашнего производства, хотя часть изделий шла на продажу. Обработке шерсти и изготовлению войлоков девочки обучались еще подростками, постепенно овладевая всеми секретами мастерства. При валянии больших войлоков и бурок, требующем одновременной работы нескольких человек, применялась соседская или родственная взаимопомощь – маммат, предполагавшая угощение работающих.
Технология валяния войлоков у карачаевцев довольно сложна. Для изготовления войлоков употребляли шерсть осенней стрижки, тщательно промытую в проточной воде, высушенную и разобранную руками для удаления мусора. Затем ее расчесывали на гребне джун-таракъ с вертикально поставленными иглами. Расчесанную шерсть разбивали палочками, раскладывая на подстилке, а затем при помощи джая – согнутого прута с тетивой, оттягивавшейся рукой, взбивали на специальной деревянной решетке.
Подготовленную шерсть раскладывали ровным слоем на циновке. Сбрызгивали горячей водой, закатывали вместе с циновкой в рулон. Периодически рулон раскатывали. Опять сбрызгивали шерсть, ровняли и закатывали с другого конца. Когда шерсть превращалась в довольно плотный войлок, его катали уже без подстилки, периодически встряхивая и потягивая, потом мыли в реке, сушили, погружали в котел с кипящей водой и затем производили ряд операций на куске плетня из орешника – джамчи четен. Несколько женщин с одной стороны и столько же напротив, стоя на коленях, волочили войлок по плетню то вдоль, то поперек, от одной группы к другой, собирая его сборками и расправляя.
Войлочные изделия горских женщин различались по технике производства, орнаменту и по назначению. Первый тип – это войлок с вкатанным узором (ала кийиз, «рябой, пёстрый войлок»), который находил широкое применение в повседневном быту дома. На таких войлоках преобладает геометрический орнамент. Второй тип – войлок с аппликацией, нашитыми узорами (тикген ала кийиз, «шитый пестрый войлок»). Такой тип войлока – это особая яркая страница в народном искусстве карачаевцев, неизвестная другим соседним народам. По функциям такие войлоки именуют: джыйгъыч кийиз (войлок для полки с сундуками и постелями), къурукъ кийиз (войлок для перекладины, где вывешивали праздничную одежду). Третий тип – выкроенный (бичген кийиз), или орнаментированный (оюўлу кийиз «узорный»). Он изготовлялся из двух однотонных войлоков контрастных цветов; был скроен из вырезанных по одному и тому же узорному трафарету кусков. А четвертый тип – наиболее употребительный однотонный войлок (туурлукъ кийиз). Для его изготовления, как правило, брали шерсть худшего качества (джабагъы джюн).
В настоящее время возрождается интерес жителей республики к национальным народным промыслам, и изготовлением войлоков занимаются многие мастерицы.
Николай ЧАПУРА,
завотделом Карачаево-Черкесского музея-заповедника.
Кстати,
практические функции войлока, основанные на использовании утепляющих свойств шерсти и соотносимые с требованиями декоративного искусства – создавать атмосферу жилья, делали его очень популярным. Узорные войлоки – кийизы служили и украшением в доме, и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов. Войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин.
{{commentsCount}}
Комментариев нет