Доктор, которого любят
Ради благополучия своих больных Мухамед Борсов делает зачастую невозможное
Мухамед Хамзатович – наш земляк, родившийся и выросший на благодатной земле Хабезского района. После окончания школы уехал учиться на Кубань, где и окончил медицинский институт.
Талантливый дипломированный сердечно-сосудистый хирург сразу стал объектом внимания как местных клиник, так и лечебных медучреждений соседних регионов. Специалисты везде нужны. Он предпочел остаться в Майкопе…
Когда выхода нет
Болезнь моей мамы прогрессировала с невероятной скоростью, так казалось мне, той, что судорожно, боясь упустить время, искала выход – хоть какое-нибудь решение облегчить участь моего родного человека. Долгие часы поиска и изучения в интернете клиник, докторов, советов и отзывов ничего не дали. С тем диагнозом, с которым выписали маму из больницы, а также рекомендациями врачей, была уйма статей и, судя по ним, нам ничего не оставалось, как смириться. Если бы не внезапное просветление… Много лет назад одна из наших дальних родственниц страдала подобным недугом. Она благополучно с ним справилась благодаря одному очень опытному, грамотному и мудрому доктору – Мухамеду Борсову.
Надежда
Мухамед Хамзатович возглавляет отделение сердечно-сосудистой хирургии. Через его руки проходят сотни и тысячи больных в год. И конечно, моя мама была не единственной пациенткой, нуждающейся в помощи такого высококвалифицированного врача. Помимо того, что в отделении, возглавляемом им, практически не бывает свободных койко-мест, ежедневно ему звонят и консультируются даже в нерабочее время, из разных уголков Кавказа, особенно из его родных краев – из Карачаево-Черкесии. Мой тревожный звонок прозвучал из Москвы – необходим был его совет, и если это возможно, профессиональная консультация. При его бесконечной профессиональной занятости он мне ответил…
Визит
Не буду вдаваться в подробности, но отрадно было признать, что этот доктор проявил самые искренние и добросердечные чувства по отношению к моему чаянию. Он слушал, задавал вопросы, объяснял, предлагал варианты оказания квалифицированной медицинской помощи. В результате, благодаря тщательно взвешенному и незамедлительному решению Мухамеда Хамзатовича, через два дня после нашего телефонного разговора моей маме было сделано полное обследование в Адыгейской республиканской клинической больнице. Максимально сосредоточенный на диагнозе своей новой пациентки, заинтересованный в сохранении ее жизни, он сделал все возможное и даже больше.
Трудное решение
Вечером того же дня доктор вызвал меня к себе в кабинет. За рабочим столом сидел уже не эскулап в белом халате и с серьезным лицом, а обычный человек, мило улыбающийся, хотя, с пациентами он всегда очень доброжелателен и внимателен.
– Нам с вами нужно принять очень важное решение, – сказал он. Мы, как два взрослых человека, желающих одинаково сильно помочь вашей маме, посмотрим правде в глаза. Наша цель – спасти ее жизнь, не так ли? Что непременно сделаем. Уже то, что вы нашли в себе силы и оказались здесь, я считаю большой победой. Дальше – дело за мной и моими ассистентами, если вы даете свое согласие на операцию. Напомню, что медлить нельзя, но я даю вам времени подумать еще до завтрашнего утра.
Жизнь мамы висела на волоске: ожидание после больницы, которое советовали нам московские врачи, дальняя дорога, а потом еще пара дней, пока она была под наблюдением Мухамеда Хамзатовича, сокращали дни ее жизни, а о спасении ноги, в которой почти 70% сосудов уже не функционировало, в принципе не могло быть и речи. На кону стояла ее жизнь. Ради жизни мамы, ради того, чтобы она была как можно дольше рядом, я была готова сделать все, что зависит от меня. Поэтому дала согласие на ампутацию ноги не раздумывая.
Возвращение к жизни
Операция прошла успешно. Пробуждение после наркоза тоже проходило плавно и постепенно. Мама потихоньку приходила в себя. После долгих, мучительных и болезненных экспериментов над ее ногами, которые впоследствии вызвали деменцию, в это утро ее лицо посветлело, в глазах появилась жизнь… И улыбка, мамина улыбка, ставшая бальзамом для моей изболевшейся, исстрадавшейся души.
Затем начался двухнедельный курс восстановления… За это время я стала свидетелем работы не только доктора Борсова, но и всего медицинского персонала сердечно-сосудистого отделения. Видела, как молодые интерны старательно выполняли поручения доктора Борсова, как практиканты-второкурсники местного медицинского университета наблюдают за работой доктора и медсестер. Показателен один случай. Во время перевязки больной после операции девушке-стажеру стало не по себе, она побледнела. Борсов буквально на лету поймал практикантку, которая почти в обморочном состоянии медленно сползала по стене. Подняв на руки, он отнес девушку в процедурный кабинет, где привел ее в чувство. Кто-то, возможно, подумает: «Что здесь такого? Обычный жест помощи, обычного мужчины, тем более врача…». Но надо было видеть, с каким вниманием он отнесся к слабости начинающего эскулапа. Да он и не отходил от девушки до тех пор, пока ей не стало лучше.
Домой
На девятый день маму выписали, она быстро шла на поправку. Доктор много времени провел возле ее койки, разговаривая с ней. Он объяснял и успокаивал. Общался так, словно прикасается к ее ране: деликатно, аккуратно, внимательно и даже ласково. Так что постепенно она стала привыкать к мысли о том, что придется адаптироваться к новому образу жизни и начать бороться – бороться, ради самой себя, ради того, чтобы жить и видеть, как растут внуки, как зима сменяется весной…
Маму выписали, ее провожало все отделение. «Они все такие славные, такие искренние, милосердные…», – говорила мама, уезжая на коляске из отделения, все время оборачиваясь. Я видела, как многие пациенты при выписке не просто уходили, закрыв за собой дверь, а останавливались и оглядывались, словно ожидая ещё одного одобрительного взгляда своего любимого доктора. Такие же чувства переполняли и мою маму, которой хотелось снова обнять своего спасителя, удивительного, неравнодушного, добрейшей души и с огромным сердцем, врача с большой буквы Мухамеда Хамзатовича Борсова.
Досье
Мухамед Борсов – заслуженный работник здравоохранения Республики Адыгея, кандидат медицинских наук, доцент, сердечно-сосудистый хирург высшей квалификационной категории, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии Адыгейской республиканской клинической больницы. Также преподает в Медицинском институте Адыгейского государственного технологического университета. Автор 55 научных и научно-методических трудов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет