Ажурное мастерство Зулифы Блягоз
Знакомство с работами замечательной рукодельницы из Адыгеи состоялось на выставке, прошедшей в Хабезе


В этот день в Хабезском районном Дворце культуры на выставке известных мастеров народных промыслов из Республики Адыгея были представлены панно из камней Александра Бутусова, работы Руслана Костокова, выполненные из дерева, изделия золотошвейного искусства адыгов, выполненные Дариет Тлюстангеловой, корзины из ротанга Саиды Туаровой… Но дольше всего молодежь, пришедшая в ДК, задерживалась возле уникальной коллекции национальных костюмов в этностиле, связанных вручную Зулифой Блягоз.
Ее работы действительно вызывали неподдельный интерес. Каждую вещь хотелось потрогать, примерить. Особенно «таяли» девушки. Как же им хотелось накинуть кружевной платок поверх вязаной национальной шапочки! Впрочем, мастерица не отказывала им в таком удовольствии. Ведь создавала она свою коллекцию в первую очередь именно для них, молодых, чтобы пробудить в них интерес к этому виду рукоделия, показать красоту национального колорита в одежде.
Первая победа
Сколько себя помнит Зулифа, в их доме руки женщин всегда были заняты делом. Она росла, видя, как долгими зимними вечерами мама и бабушка, разговаривая о разном или строя планы на следующий день, шили и время от времени вязали. Впрочем, так у адыгов заведено издавна – старшие женщины вопреки своей семейной занятости всегда находили время для рукоделия.
– Бабушка была против безделья любого рода. Она считала, что, даже когда есть свободная минутка, надо обязательно себя занять чем-то полезным, бездельничать мы можем лишь тогда, когда спим, – с теплой улыбкой рассказывает Зулифа. – Поэтому, хотелось мне этого или нет, но со временем и я переняла их увлечения. Первым моим творением, созданным своими руками, был наряд на школьный выпускной бал, которым я очень гордилась.
Оригинальный белый костюм в цветочек – второго такого уж точно ни у кого не было – юная выпускница сшила за пару дней из нового цветастого пододеяльника. Она нашла его среди отложенного бабушкой в сундук всякого добра.
– Это были лихие девяностые – не самый благополучный период не только для нашей семьи, но и всей страны в целом. Ни тканей красивых, ни готовых нарядов, да и с финансами туговато. А так хотелось что-то красивое и не «как у многих». Вот я и нашла выход. Долго крутила, вертела, приглядывалась, рисовала модель в голове и, наконец, решила: «Будет костюм!»… Получились юбка прямого кроя, чуть ниже колена, и двубортный жакет с баской. Тогда это было очень модно. Мой костюм всем в школе понравился, еще спрашивали, где купила. Только мама и бабушка были шокированы то ли тем, что костюм из пододеяльника, то ли моей находчивостью, – смеется Зулифа.
После дизайнерского дебюта все заинтересовались работой Зулифы. Даже поступило предложение от родителей одной из одноклассниц сшить и ей костюм, что Зулифа и сделала. А еще она почувствовала растущее желание связать свою жизнь с этой профессией…
Петелька к петельке
Однажды Зулифа увидела на подруге новый шарфик, симпатичный, полосатый и очень длинный, такой, что его можно было намотать несколько раз на шею, и он еще свисал до пояса. «Обычная вязка: пара петель – лицевые, пара – изнаночные… Нитки только меняешь: зеленые на желтые, желтые на красные, красные на синие и так далее. Все очень просто», – подумала она и бодро взялась за работу. Основу вязания Зулифа знала, но только теоретически…
– Сначала петельку к петельке, затем рядок к рядку, а вскоре и первый узор, правда, мне это стоило некоторой усидчивости и терпения, так я начала вязать. У меня появилось новое хобби. Это сейчас вяжущей молодежи много, а когда я начинала, вязанием увлекались единицы. Училась сама, без журналов и подсказок старших. Считала, что самостоятельное освоение нового вида рукоделия в будущем обязательно пригодится мне как дизайнеру, – говорит моя героиня.
К сожалению, мечте о профессии дизайнера не суждено было сбыться. «Вместо того чтобы считать ряды своей вязанки, лучше считать цифры в светлом, современном кабинете бухгалтера, – сказала мама. – Вяжи, шей для себя, когда есть время, увлекайся, но профессия должна быть профессией».
– Это была такая семейная традиция. И брат, и сестра учились бухучету. И я должна была пойти по их стопам, хотя эта профессия меня совершенно не интересовала. Однако на вступительных экзаменах я провалилась. Пока думала, уговаривала родных отпустить меня туда, куда мне хочется, вступительные экзамены пролетели, и пришлось мне отложить свое поступление на целый год, – вспоминает Зулифа.
За год много чего может произойти, включая и судьбоносные моменты. Вскоре к девушке посватались. Молодой человек оказался, как говорится, «достойной партией». И у Зулифы начался новый этап в жизни…
Семейные хлопоты полностью поглотили мою героиню, она забыла о своих увлечениях и мечтах на десять лет. Столько же они с мужем ждали свое продолжение – ребенка.
– Первая вещь, которую я связала, – шапочка для дочки. Для долгожданного ребенка хотелось всего самого лучшего, необычного, эксклюзивного. Тогда я сама решила взяться за спицы. Неидеальная, где-то корявенькая, шапочка, тем не менее, получилась оригинальной, – рассказывает Блягоз.
Между домашними делами мастерица вязала. Постепенно спицы сменились крючком, а носки, варежки, джемпера стали превращаться в ажурные, нежные изделия.
Второе дыхание
С появлением дочери у Зулифы снова вспыхнуло желание творить. Не ставя перед собой определенных целей и ничего не планируя, она просто решила по возможности заниматься любимым делом.
– Помню, как-то написала мне девушка – наш местный блогер, – говорит Зулифа. – Скинула картинку платья и попросила связать такое же. Я не люблю плагиат, поэтому предложила ей свой вариант с условием: не понравится – не возьмете. В итоге наряд отправился к заказчице. Она осталась довольна.
Зулифа Блягоз начала выставлять свои изделия в интернет… Появилось больше заказов… Ее стали приглашать с работами на разные выставки и показы мод. А вот всероссийская известность пришла к мастеру после участия в первом майкопском фэшн-шоу в 2019 году. Она тогда представила коллекцию из четырнадцати полноценных нарядов. Платья, костюмы, аксессуары, детские вещи – все это связано крючком.
После этого Зулифе стали поступать заказы не только из разных уголков родной республики, но и соседних регионов, из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Турции. В этом ей помогли соцсети. Она создавала изделия для известных людей: политиков, артистов… Например, для известного исполнителя этнических песен Магамета Дзыбова она связала рубаху в национальном стиле.
Сегодня Зулифа Блягоз создает множество нарядов с национальным колоритом на этнический манер. У нее собралась уникальная коллекция национальных костюмов – это и женские сае, и мужские черкески, и детские национальные пеленальные комплекты. Всю национальную атрибутику и фурнитуру к костюмам: нагрудные элементы, пояса, пуговицы, кисточки к платкам и башлыкам – тоже делает сама. Кстати, шапочки к платью она вяжет.
– На изготовление этого платья ушло полгода, – демонстрирует национальное сае мастерица. – Пуговицы на рукавах я обшила кожей, а на мужских рубаках пуговицы связаны по традиции из плотных суконных тесемок. Обратите внимание на эту красоту, – указывает она на оригинальные вязаные мягкие башмачки, которые естественно дополняют национальный образ модели. Кстати, моделью выступает та самая долгожданная дочь Зулифы, ради которой и начался ее творческий путь.
Продолжатели дела растут
А самый дорогой для Зулифы наряд с национальными элементами находится в ее мастерской. Это черно-бежевое сае с мелкими золотыми нитками, которое она связала для дочери.
– Наша администрация предложила мне открыть курсы вязания для детей. Это для меня необычно, побаиваюсь даже, – говорит Зулифа Блягоз. – Я пытаюсь обучить дочку. Пока это единственный опыт наставничества. Поначалу она сопротивлялась, но со временем втянулась. Она связала себе сережки. Пока думает развиваться именно в создании аксессуаров. Я верю, что у нее все получится, ведь дочь – мое продолжение. Вот и здесь, в Хабезе, на выставке побывало очень много молодежи, а еще я познакомилась здесь с прекрасным преподавателем колледжа культуры и искусств Эммой Лапуговой. Я много слышала о ней – она настоящий наставник, благодаря ей столько поколений сделали и продолжают делать шаги в мир народных промыслов и рукоделия. Это означает, что продолжатели нашего дела растут, и их будет еще много.
Факт
Посмотреть на коллекцию Блягоз приходят люди разных возрастов, чаще – молодежь: школьники, студенты. Мастер видит их заинтересованность, и это ее радует. Иногда она проводит мастер-классы, преподаватели учреждений искусств просят ее об этом, она, в свою очередь, не отказывает.
Последние новости



{{commentsCount}}
Комментариев нет