С детства мечтал покорить небо
Валерий Сороколет посвятил службе в гражданской авиации более 50 лет


Его детство и юность прошли в маленьком поселке Караман Кустанайской области Казахской ССР. Это были послевоенные годы, во многих домах даже электричества не было. Детей в семье было семеро – старшая сестра и шесть братьев. Он – самый младший.
Казахская степь
Отец Валерия работал шофером – тогда еще не на слуху было слово «водитель». Все ребята помогали ему чинить машину.
– В то время ремонтных мастерских не было – кто «баранку» крутит, тот машину и чинит, – вспоминает Валерий Федорович. – Я рос, как все мальчишки: летом гонял в футбол, зимой вставал на коньки. Но у меня с самого раннего детства была мечта – стать летчиком!
Откуда этой мечте было взяться у мальчишки из крошечного поселка, затерявшегося в казахских степях? Самолеты в тех краях летали очень редко, но парень их отслеживал. Летом убегал в степь, ложился на землю и смотрел в небо – ждал.
– Гул летящего самолета был для меня как праздник! Я вскакивал, махал руками и был уверен, что наступит день, когда стану летчиком и смогу покорить небо, – вспоминает ветеран.
Родители Валерия относились к его мечте скептически: в то время каждый мальчишка мечтал стать летчиком или моряком. «Вот удумал, – ворчал отец, – да ты толком даже не знаешь, где учат летчиков… Выучился бы на агронома – нужная и востребованная профессия».
Но парень от своей мечты отказаться не мог. Он узнал, что перед поступлением в летное училище все курсанты проходят медкомиссию, а значит, нужно быть физически крепким.
– У меня был первый юношеский разряд по футболу и второй – по хоккею, – рассказывает Валерий Сороколет. – Но лет в четырнадцать я сильно заболел. Врачи сельской амбулатории никак не могли поставить диагноз, потребовалась срочная транспортировка в райбольницу на самолете санавиации. Мое волнение по этому поводу было не передать словами – я впервые в жизни должен был подняться в небо! Дошло до смешного: еле живой мальчик просит медсестру с капельницей придвинуть его поближе к иллюминатору, чтобы можно было увидеть небо, облака… Вскоре я пошел на поправку. А свой самый первый полет на самолете запомнил навсегда.
Стать на крыло
К окончанию школы мечта о небе появилась еще у пятерых одноклассников Валерия.
– От учителей в школе мы узнали, что есть Краснокутское летное училище, – вспоминает Валерий Сороколет. – Мы кое-как добрались до Саратова, а затем и до небольшого городка Красный Кут. Конкурс на поступление был сумасшедшим – более трехсот человек на место. Многие абитуриенты сразу отсеялись, не пройдя медкомиссию. Я прошел ее успешно, а вот на первом экзамене получил тройку. Знания у выпускников сельской школы по некоторым предметам оставляли желать лучшего. И мы вшестером, потерпев неудачу, вернулись домой. Ребята, в отличие от меня, не сильно переживали. А я решил наверстать упущенное в школе и засел за учебники.
Чтобы не терять год, Валерий пошел работать шофером в карасуский зерносовхоз. А на следующий год уже с крепкими знаниями по всем школьным предметам поехал поступать в училище. И в 1964-м мечта о небе начала претворяться в реальность – парень стал курсантом Краснокутского летного училища гражданской авиации.
Учеба давалась Валерию легко. Он с нетерпением ждал, когда же от теории можно будет перейти к практике и сесть за штурвал самолета.
– Первый мой полет проходил с инструктором. Взлетели – все по плану. У меня от радости аж дух захватило – лечу, улыбаюсь… Инструктор почувствовал мое приподнятое настроение и положил самолет на крыло, – с улыбкой вспоминает Валерий Сороколет. – Я от неожиданности схватился рукой за ручку сбоку. «Это полет, и так бывает. Привыкай, курсант», – прокомментировал инструктор. Это, пожалуй, единственный случай из моей летной практики, когда я ощутил волнение.
Валерий Сороколет был в числе лучших курсантов училища: комсорг, редактор газеты «От винта!», спортсмен, активист. Он мечтал, что его после окончания учебы направят в летный отряд на Крайний Север, а если быть еще точнее – в Антарктиду. Но именно в том году разнарядки на летчиков из числа выпускников в суровый край не поступило.
– Я очень расстроился, – говорит ветеран. – Одно дело – перевозить пассажиров в легкомоторных самолетах летом к морю и совсем другое – летать при сверхнизких температурах, доставлять на антарктические станции специалистов или оборудование. Мне, как одному из лучших выпускников, предложили остаться в училище на два года летчиком-инструктором. И я дал согласие. Но с условием, что все-таки доберусь до полярников на самолете.
Рейс на Майкоп
Вместо двух лет Валерию Сороколету пришлось отработать в училище целых пять. За это время многое изменилось в судьбе молодого летчика. Он перевез своих родителей из Казахстана в город Прохладный, в Кабардино-Балкарию. Женился, родилась дочь, и мечты о полярной авиации ушли на дальний план.
– Один из моих друзей, тоже летчик гражданской авиации, мой однокурсник, как-то предложил полететь с ним на юг, в Майкоп. Он рассказал, что здесь очень перспективный авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации. А сам город очень уютный, чистый, зеленый. Я согласился. Прилетели, – вспоминает ветеран. – В моем распоряжении было часа четыре свободного времени до возвращения самолета, пилотируемого моим другом, из Геленджика. Этого времени хватило, чтобы понять, что это близкий моему сердцу город. Это было в марте 1971 года, а уже в мае я был зачислен в Майкопский авиаотряд, где и прошел путь от второго пилота самолета АН-2 до командира эскадрильи.
В начале семидесятых в авиаотряде было восемь транспортных самолетов и более сорока бортов спецавиации для сельхозработ. Многие майкопчане в то время предпочитали добираться из города до Краснодара на самолете. Это занимало немногим более получаса, а цена на билет была даже ниже, чем на автобус. Рейсов из Майкопа было немало: в Ростов-на-Дону, Краснодар, Анапу, Геленджик, Пятигорск. Пик пассажирских перевозок из аэропорта Майкопа доходил до 100 тысяч человек в год.
У Валерия Сороколета быстро шло продвижение по службе. Вскоре он был назначен командиром самолета, затем заместителем и командиром эскадрильи.
Бескрайние просторы
– В 1973 году мне предложили должность командира звена авиахимпрома. Я согласился, – рассказывает Валерий Сороколет. – У нас «под крылом» были сельхозугодья практически всей Адыгеи и Краснодарского края. Это совсем иное ощущение полета. Каждые 10-12 минут – посадка, затем снова взлет. Самая оптимальная высота полета – пять метров над землей. Летишь весной, а под тобой – бескрайние зеленые просторы.
Валерию Федоровичу, как одному из лучших летчиков отряда, предлагали перейти на тяжелую технику – пассажирские самолеты большой вместимости. Но для этого нужно было пройти учебу в Ленинградской академии гражданской авиации и на несколько лет оставить родных. А семья у Валерия Сороколета при всей его безграничной любви к профессии всегда была на первом месте.
– Я был в ответе и за своих уже довольно пожилых родителей – они нуждались в постоянном уходе. В результате серьезного заболевания получила инвалидность и моя супруга Галина. А у нас в то время были еще маленькими дочери. Ни о какой очной учебе не могло быть и речи: семья для меня – это самое главное в жизни, – говорит Валерий Федорович.
Он завершил летную карьеру в 1988 году и ушел на партийную работу. Был освобожденным секретарем парткома майкопского авиаотряда.
– Но с летного поля, даже оставив штурвал, я не уходил вплоть до 2008 года, – говорит Валерий Федорович. – Был техником, затем инженером, а потом начальником аэродромной службы.
Валерий Федорович – ветеран труда, пилот первого класса, награжден нагрудными знаками «За безаварийный налет – 10 000 часов» и «Отличник воздушного транспорта», почетным знаком Госсовета-Хасэ РА «Закон. Долг. Честь». А еще ветеран с гордостью носит высокое звание «счастливый дедушка» – у него четверо внуков и трое правнуков.
Газета «Советская Адыгея».
Кстати,
Валерий Сороколет дважды избирался депутатом Госсовета-Хасэ Адыгеи, с 2013 года и по настоящее время возглавляет региональное отделение общественной организации «Дети войны». Является председателем Совета ветеранов гражданской авиации республики.
Последние новости




{{commentsCount}}
Комментариев нет