День республики № 4 от 18.01.2025

Шапочка золотошвейная

21 января в 09:06
2 просмотра
Так выглядит абазинская золотошвейная шапочка
Так выглядит абазинская золотошвейная шапочка

Представленная в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой абазинская золотошвейная шапочка «хъапщ хъылпа» была создана в конце XIX века и принадлежала Бабухан Магометовне Клычевой из аула Кумско-Лоовского (ныне аул Красный Восток).

Материал и техника этой шапочки – бархат, кожа, золотая нить, золотое шитье, басонное плетение. Шапочка, украшенная галуном и золотым шитьем, являлась обязательным предметом женского традиционного костюма, практически у всех народов Кавказа.

У абазин, как и у большинства народов Северного Кавказа, существовало три вида техники шитья золотой нитью.

Первый. Шов «вприкреп», когда на основу из плотной белой ткани, натянутой на пяльцы, накладывался трафарет с контурами будущего рисунка, затем площадь узора покрывалась настилом из хлопчатобумажных ниток, а поверх него накладывались золотые нити, которые прикреплялись тонкими шелковыми нитками внутри самого рисунка, тем самым, образуя мелкий узор. По окончании вышивки рисунок, еще не снятый с пялец, слегка смазывался с оборотной стороны клеем и разглаживался кабаньим клыком. Затем ему давали высохнуть и вырезали.

Второй. Выкладка линейного узора нашитым галуном или шнуром.

Третий. Гладь по настилу (как правило, картону).

Шапочку делали на твёрдой основе (кожа, картон), которая придавала изделию чётко выраженную форму. Подкладки шили из кожи или ткани, а саму основу обтягивали тканью (бархат, сукно), а чаще всего – галуном.

Чтобы плести драгоценную тесьму, они пользовались четырехугольными тонкими деревянными дощечками размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливали от четырех до шести отверстий, через которые мастерицы протягивали золотые нити двух оттенков, чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. Готовую часть галуна мастерицы наматывали на металлический крючок у пояса. Шапочки украшали галунами, басонными изделиями, вышивкой с традиционным орнаментом.

Традиционный абазинский орнамент несет в себе глубокий символический смысл, отражающий мировоззрение и традиции этноса. Он служит не только прекрасным декоративным украшением. В нем представлены изображения птиц, животных, растений и другие элементы природы, каждый из которых имеет свое значение и важность в абазинской культуре.

По названиям шапки можно разделить на два типа: высокие с конусообразной или округлой верхушкой, которая полностью или большей частью была покрыта золотым шитьём «вприкреп», а по околышу обтянута чередующимися золотом и серебром галунами; второй тип – цилиндрической формы или в виде усечённого конуса шапки из шёлка или бархата, украшенные золотым шитьём способом «гладь».

Ирина ДЖЕГУТАНОВА,
завсектором Государственного
Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.

Ирина ДЖЕГУТАНОВА
Поделиться
в соцсетях
абазинская культура абазинский народ золотое шитье история Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой КЧР музей музейный фонд национальная одежда национальные традиции Тайны музея традиции экспозиция экспозиция "Дом национальностей" экспонаты