Подари тепло и свет тому, кто в них нуждается
О проблемах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


В конце прошлого года впервые за последние несколько лет в Черкесске прошел семинар работников коррекционных образовательных учреждений республики. Тема семинара – «Проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Одним из главных спикеров на нем выступила директор Коррекционной школы Черкесска Ирина Борисова. И с ней – наш сегодняшний разговор.
– Ирина Николаевна, какие конкретно вопросы поднимались на семинаре?
– Сразу скажу: меня очень порадовало то, что представители коррекционного образования собрались на базе республиканской школы-интерната им. Г. Д. Латоковой и повели такой разговор. Дело в том, что проблем у нас действительно очень много, и надо искать пути их решения. Как? Где-то обращаясь за помощью в органы власти, где-то – перенимая положительный опыт у своих коллег, и т. д.
Руководители и педагоги коррекционных образовательных организаций, представители Министерства образования и науки КЧР, республиканского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обсуждали проблемы в работе с родителями детей с ОВЗ и их решение, вопросы коррекционно-развивающей работы, оказания психолого-педагогической помощи и многое другое. Лично я показала презентацию организации образовательного процесса в нашей школе и обозначила проблемы, возникающие при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
– В вашей школе учатся дети с разными диагнозами, но у всех без исключения имеются нарушения интеллекта. Скажите, вот они приходят к вам учиться, и с какой проблемой вы сталкиваетесь в первую очередь?
– Все дети приходят к нам на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). И нам бы очень хотелось, чтобы эта комиссия работала на постоянной основе. Представьте, ребенок приходит на комиссию, специалисты его видят впервые в жизни и за 10-15 минут они должны сделать заключение, определиться с вариантом программы его обучения. Конечно, в такой ситуации возможны ошибки.
И когда ребенок начинает учиться у нас, нередко приходится менять его образовательный маршрут, а это связано с массой дополнительных проблем. Надо снова собирать пакет документов, опять направлять ребенка к специалистам.
А если бы комиссия работала на постоянной основе, у нее была бы возможность более углубленно обследовать детей в течение определенного времени. И это избавило бы многих от дополнительных сложностей.
Очень надеюсь, что ситуация в этом году изменится к лучшему, ведь с марта вступают в силу нормативно-правовые акты Минпросвещения РФ, в соответствии с которыми ПМПК станут структурными подразделениями центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Их совместная деятельность принесет пользу и педагогам, и родителям.
– Ирина Николаевна, с такой проблемой вы бы наверняка не сталкивались, если бы с вашими учениками коррекционная работа проводилась еще до школы. К слову, давно известно, чем раньше начата коррекционная работа с ребенком с ОВЗ, тем для него лучше.
– Да, подавляющее большинство детей, которые к нам приходят учиться, детские сады не посещали. Но тут надо отметить, что неразвитость системы ранней коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ – это проблема в масштабах всей нашей страны.


Конечно, чем раньше выявлены нарушения в развитии детей и начата коррекционно-педагогическая помощь таким детям, тем лучше. И есть регионы, которые пытаются решать эту проблему. Мы стараемся изучать опыт коллег из других регионов. И, к слову, на семинаре также говорилось о необходимости внедрения практики стажировок педагогов коррекционных школ республики в ведущих научных и образовательных организациях, а также организации межрегиональных обменов педагогическим опытом по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Так вот, мы были, к примеру, в Дагестане, где очень развита сеть коррекционных школ, в Ростовской области, в Псковской…
И в Пскове запомнился Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Это государственное учреждение, где оказывается помощь детям с ОВЗ. И в нем есть отделение ранней помощи, где специалисты проводят медико-психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в возрасте до трех лет (!)), определяют дальнейший маршрут их реабилитации и оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь, включающую: индивидуальные и групповые занятия, проводимые специальным педагогом, логопедом, психологом; консультирование семьи по вопросам развития ребёнка; психологическую помощь родителям; массаж, лечебную гимнастику; медикаментозную терапию. И эта работа с детьми продолжается в центре с их взрослением. Такая преемственность просто замечательна.
Что же касается Черкесска, то на самом деле в одно время рассматривалась идея сделать пристройку к нашей школе и открыть в ней дошкольные группы для детей с нарушениями интеллекта. Но она так и осталась идеей.
– Но ведь пристройка школе, насколько я знаю, очень нужна, и даже не ради открытия этих групп.
– Ее мы загадываем ежегодно в день рождения школы как заветное желание. Дело в том, что нам очень не хватает помещений. Мы размещаемся в здании бывшего детсада, рассчитанном на 120 детей. У нас учится 108 детей, 100 из которых дети-инвалиды, причем с каждым годом, к сожалению, становится все больше детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Наполняемость классов, где учатся дети с легкими нарушениями интеллекта, не должна превышать 12 человек, с тяжелыми – до 5-6 человек, с расстройствами аутистического спектра – до 5 человек. У нас сегодня 12 классов. И для всех нужны кабинеты, плюс необходимы помещения для индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, психологом… К тому же у нас нет своего спортзала. Поэтому пристройка нам нужна как воздух. Эта проблема озвучивалась нами на разных уровнях неоднократно, и мы с надеждой ждем ее решения от руководства республики.
– А какова ситуация с кадрами?
– Очень непростая. У всех наших педагогов большая учебная нагрузка, потому что кадров не хватает. И это не удивительно, ведь работа у нас гораздо тяжелее, чем в обычной школе, а зарплата оставляет желать лучшего. Наши педагоги получают надбавку за работу с особой категорией детей всего 20% к окладу. При этом им часто приходится за свой счет изготавливать дидактические материалы с учетом психофизических возможностей обучающихся, без которых в коррекционном образовании никак не обойтись, а учителя-надомники так же за свой счет ездят к своим ученикам в разные концы города.
Нам сегодня нужны специалисты службы сопровождения (дефектолог, логопед, психолог, тьюторы). Думается, изменить ситуацию к лучшему могло бы открытие в Карачаево-Черкесском госуниверситете отделения дефектологии. Ведь эти специалисты востребованы не только в нашей школе.


И еще. На семинаре я и мои коллеги из республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1 вида подняли вопрос о необходимости медицинского сопровождения образовательного процесса в наших школах. При обучении детей с нарушениями слуха нужна помощь невролога, сурдолога, детей с ТМНР, как в нашей школе, – психиатра.
– А что вы думаете про инклюзивное образование?
– Это вообще тема для отдельного разговора. Скажу коротко. Инклюзивное образование в школе предполагает создание условий для удовлетворения образовательных потребностей всех учащихся в ней детей: и здоровых, и с ОВЗ. Инклюзия требует: наличие педагогов с добрым сердцем, умеющих и готовых не в теории, а на практике работать с такими разными детьми; использование разных вариантов образовательных программ, в том числе адаптированных; наличие дополнительного персонала (тех же тьюторов); соответствующее оснащение, создание особых образовательных условий. Я это к тому, что инклюзия – это большие средства. Плюс это принятие детей с инвалидностью обществом. Ни с первым, ни со вторым у нас пока, к сожалению, не все в порядке. Поэтому, на мой взгляд, детям, имеющим нарушения интеллекта, все-таки лучше обучаться в коррекционных школах.
– При всей нехватке кадров ваш коллектив достойно справляется с поставленными перед ним задачами. Ваши сотрудники участвуют в профессиональных конкурсах и побеждают. Например, Виталий Николаевич Гриненко стал в прошлом году победителем в одной из номинаций республиканского этапа всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», Валентина Валерьевна Моисеева в прошлом году победила на региональном этапе конкурса «Учитель-дефектолог России»…
– У нас очень хорошие педагоги с большим опытом работы. Но они не часто участвуют в таких конкурсах и различных соревнованиях. Мешает многое. И большая нагрузка, и сложность показать достижения своих учеников. Ведь как можно ставить на одну доску обычных детей и детей с нарушениями интеллекта?! Да, ученики Виталия Николаевича побеждают на разных соревнованиях, но каких трудов ему это стоит! Ведь никто не делает скидок на особенность его воспитанников! А работать с такими детьми невероятно трудно. Бывает, ребенок под чутким руководством педагогов хорошо развивается, а потом неожиданно в его организме происходит сбой, и мы видим откат в развитии. Сегодня он читал наизусть стихи, участвовал в праздниках – а завтра ничего не помнит, замкнулся… И не опускать руки, не падать духом, продолжать работать с такими детьми – это тяжело, как вы понимаете, и морально, и физически. Потому мы стараемся поддерживать в нашей школе благоприятный психологический климат, чтобы педагогам хотелось работать, а детям – учиться. Неслучайно девиз нашей школы – «Подари тепло и свет тому, кто в них нуждается!».
У нас с любовью оформлен каждый уголок, мы проводим всевозможные мероприятия, вот, к примеру, 14 января, устроили ежегодный праздник прощания с елочкой. Для детей в школе организовано бесплатное прекрасное двухразовое горячее питание за счет федерального и городского бюджетов.
У нас имеется отличное оборудование, позволяющее проводить замечательные занятия по социально-бытовой ориентации: современная печь, стиральная машина, роскошный стол с красивой посудой. Наши девочки учатся шить, вышивать, мальчики – столярничать, а еще они любят готовить, попробовали бы вы их каши, пудинги! Ведь цель воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта – развитие их максимально возможной независимости, способности жить в обществе людей.
Вы спросите, по каким же параметрам определять успешность нашей работы? Для меня он очевиден – придите утром в нашу школу и встаньте у калитки. И вы увидите, с каким желанием идут в нее дети. Пожалуй, это главное.
Добавим
В ходе нашего разговора Ирина Борисова говорила: и о необходимости разработки нормативно-правовой базы, методических рекомендаций на региональном и муниципальном уровнях для совершенствования работы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ; и о том, что в школе пора обновлять оргтехнику и требуется увеличение финансирования расходов на хознужды и канцтовары; и о благодарности за помощь меценатам, к примеру, фирмам «Аквалайн» и Бумфа Групп». А главное, отметила Ирина Николаевна, школа чувствует поддержку со стороны мэрии Черкесска, городского управления образования. И это дорогого стоит.
Последние новости



{{commentsCount}}
Комментариев нет