День республики № 7 от 25.01.2025

О чем расскажет роевня

25 января в 08:01
3 просмотра
Роевня семьи Саговых
Роевня семьи Саговых

Роевня – приспособление для перемещения пчелиного роя в новый улей. Представленная в витрине «Черкесы» экспозиции «Дом национальностей» нашего музея-заповедника роевня бытовала в семье Саговых а. Псаучье-Дахе в 30-40-х годах XX века.

Обилие на Северном Кавказе медоносных растений располагало людей к занятию пчеловодством. Мед и воск не только использовались населением в домашнем хозяйстве, но и находили широкий сбыт на меновых дворах, рынках и ярмарках. Горский мед отличался и хорошим вкусом, и целебными свойствами. Воск ценился еще дороже. Поэтому воск и мед были важной статьей вывоза.

Пчеловодством занимались все горцы Северного Кавказа и казаки, но особенно оно было развито у адыгов, у которых оно являлось важнейшей, после земледелия и скотоводства, отраслью хозяйства.

Пчел содержали в ульях-плетенках, которые изготовлялись из прутьев фруктовых деревьев. На сапетки надевали шапочки – крышки из камыша или обмазывали глиной. Несмотря на кажущуюся примитивность, пчеловодство было приспособлено к местным природным условиям. Когда в сапетке выводилась молодая семья, ее старались отсадить в новую сапетку, для чего использовался особый сачок. Осенью сильные семьи оставлялись на племя, а слабые выкуривали серой, чтобы добыть мед.

О развитии пчеловодства у адыгов писали многие авторы. Например, Т. Лапинский писал, что у адыгов нередки были семьи, которые имели тысячу и более ульев. Конечно, такими большими пасеками располагали состоятельные люди. Однако почти каждая семья разводила пчел, в среднем двор имел 10-30 ульев.

Адыгский мед обладал превосходными качествами. Он имел белоснежный цвет, хороший вкус и чудесный аромат. Мед этот был плотный, как рафинад, обладал малой липкостью, поэтому его могли носить даже в кармане. Встречался у адыгов и другой сорт меда, известный под названием «сумасшедший», обладавший хмельными качествами.

Зимой ульи с пчелами содержали в теплом сухом сарае, а весной выносили во двор. У адыгов существовало стационарное и кочевое пчеловодство. Хозяева, располагавшие большими пасеками, вывозили пчел в поле в места с медоносными растениями. С убавлением цветов на одном участке они переходили на другой. У кабардинцев семьи, имевшие небольшое число пчелиных семей, объединялись в коллектив для содержания пчел в полевых условиях. Они нанимали пчеловода, который караулил их и ухаживал за ними. Такой же порядок существовал и у адыгейцев. С наступлением холодов пчел перевозили домой. Немало семей содержало пчел в домашних условиях, но кочевые пчеловоды получали больше меда, чем оседлые. Мед доставали из ульев, окуривая пчел дымом.

В конце XIX в. к адыгам от русских начали проникать рамочные ульи, более совершенные, чем сапеточные. Приобретали их зажиточные семьи. Позже у отдельных состоятельных пчеловодов появились медогоночные машины, которые они покупали у русских.

Адыги занимались и бортничеством. Они собирали мед диких пчел в дуплах деревьев, а обнаруженные в лесу рои диких пчел переносили домой. Разведение пчел было делом исключительно мужчин. В семье пчеловодом обычно был самый старший.

Профессия пчеловода у адыгов считалась весьма почетной. Адыги употребляли мед в пищу, приготовляли из него крепкий напиток шъон, добавляли его в бузу для придания ей большей крепости. Д. Интериано сообщает, что адыги делали из него вино. Мед использовался и как лечебное средство…

Людмила БОГАТЫРЕВА,
старший научный сотрудник сектора Карачаево-Черкесского
музея-заповедника им. М.О. Байчоровой.

Людмила БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
история Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой КЧР музей музейный фонд пчеловод пчеловодство пчеловодческое хозяйство Тайны музея традиции черкесская культура черкесский народ экспозиция экспозиция "Дом национальностей" экспонаты