Как избежать ошибок при выборе профессии


ЧЕРКЕССК, 28 января. DENRESP.RU – Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Елена Акопян
Траектория профессионального развития на протяжении жизни может меняться: случайный выбор профессии, профессиональное выгорание, трудовая миграция, изменение ситуации на рынке труда, появление новых технологий и другие факторы, влияющие на смену профессии граждан. На ряд факторов сложно повлиять, и они не зависят от тех решений, которые мы принимаем в текущий момент времени, но на ряд из них мы можем повлиять и принять более взвешенное решение о своем дальнейшем профессиональном развитии.
Проблема неэффективности мероприятий по профессиональному ориентированию имеет серьезные последствия.
Во-первых, экономические последствия. Обучение в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования на бюджетной основе реализуется за счет бюджетных средств и от того, насколько высоким будет процент трудоустройства по специальности по окончании обучения, зависит эффективность расходования бюджетных средств.
Во-вторых, социальные последствия. Граждане, которые не смогли трудоустроится по окончании обучения, чаще всего имеют низкий социальный статус, у них снижена трудовая мотивация, что приводит к повышению социальной напряженности, расслоению общества по уровню жизни населения и, в конечном итоге, это отрицательно сказывается на демографической ситуации в целом.
В-третьих, возникают проблемы насыщения специалистами рынка труда. Зачастую, школьники, выбираю будущую профессию, ориентируются на ограниченный перечень профессий. Не последнюю очередь в этом выборе играют предпочтения родителей и уровень дохода по конкретным специальностям. Но здесь ситуация осложняется тем, что один и тот же специалист может иметь разный уровень дохода, определяемый его профессионализмом, наличием предпринимательских навыков, места осуществления трудовой деятельности. Обучающиеся в возрасте 14-17 лет не могут самостоятельно расширить горизонт профессионального самоопределения, не способны спрогнозировать тренды на рынке труда.
Для решения проблемы профессионального самоопределения в школах России реализуется единая модель профориентации. Инструменты профориентирования, позволяют еще на этапе выбора будущей профессии погрузить школьника в многообразие сфер деятельности, продемонстрировать плюсы и минусы профессий, рассказать о том, какие профессии будут востребованны на рынке труда. Сегодня школам предложено три модели профессионального ориентирования: базовый уровень, основной и продвинутый уровни. Каждый уровень отличается глубиной погружения и вариативности в реализации. Руководство школы может определить уровень реализации программ профминимума в зависимости от приоритетов развития целевой аудитории.
Преподаватели Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС совместно с руководством ряда школ города Пятигорска на протяжении 2023-2024 года включились в реализацию программ профминимума. На базе пилотных школ города школьники принимали участие в мероприятиях в рамках внеурочной деятельности: тренинги, интеллектуальные шоу, беседы, творческие задания. Опыт данной работы позволил перейти к реализации профминимума на продвинутом уровне, на базе МБОУ лицей №15 г. Пятигорска. 14 октября 2024 года на базе лицея был проведен первый в СКФО окружной семинар школ-партнеров Единой модели профориентации на продвинутом уровне, проводимом Фондом Гуманитарных Проектов, г. Москва.
Последние новости




{{commentsCount}}
Комментариев нет