День республики № 8 от 28.01.2025

Каким будет образование завтра

Обсуждение этой темы прошло в Черкесске в формате пленарной и секционных сессий и собрало более 500 участников

28 января в 08:08
3 просмотра

На стратегической сессии шло обсуждение проекта «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2036 года с перспективой до 2040 года».

Среди участников были представители органов исполнительной власти, образовательных учреждений, педагогические работники, эксперты, а также родители и обучающиеся образовательных организаций. Здесь были: председатель комитета по науке, образованию, культуре и делам молодежи Народного Собрания КЧР Татьяна Черняева, Уполномоченный по правам ребёнка в КЧР Мария Алакаева, председатель Республиканского профсоюза работников образования Марина Чотчаева, руководитель Общественной палаты КЧР Елена Ляшова и другие…

Отчёт о сделанном

Как отметила в своем выступлении министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, за 2019-2024 годы в республике было открыто 150 Центров естественнонаучной и технологической направленности. В 185 школах и колледжах имеются Центры цифровой образовательной среды. За эти годы создано 20 249 новых мест дополнительного образования детей, продолжается строительство трех школ в рамках нацпроекта «Образование». Благодаря поддержке Главы КЧР сегодня каждая образовательная организация имеет в своем штате советника по  воспитанию и  взаимодействию с  общественными организациями. Оснащение школ геральдикой завершено, сегодня все образовательные организации имеют государственные символы…

Год детского отдыха

2025-й год, год 100-летия Артека, был объявлен министром просвещения РФ Годом детского отдыха. И Карачаево-Черкесия участвует в проекте быстровозводимых конструкций для создания дополнительных мест в загородном лагере «Сосенка» в селе Даусуз. В прошлом году было возведено два новых корпуса по 50 мест, и в 2025 году будет возведено дополнительно 100 новых мест. Это будет лагерь не сезонный, а круглогодичный, где будут реализовывать программы дополнительного образования детей, а также в неканикулярное время там будет осуществляться образовательный процесс.

Проекты «Молодежь и дети» и «Семья»

Инна Кравченко отметила, что Министерством образования и науки в рамках нацпроектов «Молодежь и дети» и «Семья» заключено 6 финансовых соглашений на сумму 523 115, 6 тыс. рублей для продления программы капитального ремонта школ до 2030 года, для капитального ремонта детских садов, оснащения кабинетов учебных предметов «Основы безопасности и защиты Родины» и «Технология», строительства новых школ и детских садов.

Вызовы времени

Сегодня стране, отметила министр, приходится сталкиваться со многими вызовами, и потому создано 15 рабочих групп, которые ведут разработку проекта стратегии на всех уровнях образования с учетом этих вызовов. Первый вызов – это санкционное давление и необходимость обеспечения научно-технологического суверенитета. «Мы видим, – подчеркнула Инна Кравченко, – как сегодня важно быть независимыми в технологическом плане, иметь собственные разработки и технологии, и это требует от нас подготовки специалистов, способных создавать, внедрять и развивать инновации».

Второй вызов – это демографическая яма. «В России, – отметила Инна Кравченко, – сокращается количество детей. Если для нашего региона этот показатель не такой серьезный, то для центральной России – это очень серьезная проблема. Мы ставим перед собой задачу повышения качества образования, индивидуализации обучения, эффективного использования ресурсов для каждого ребенка».

Третий вызов, продолжала докладчик, – растущая потребность в квалифицированных кадрах и конкуренция за них. Нужно обеспечить тесную связь между образованием и рынком труда, готовить специалистов, востребованных в экономике нашего региона и страны в целом, и также развивать систему профессионального образования и обеспечивать подготовку ее кадров, чтобы наши специалисты оставались конкурентоспособными.

Четвёртый вызов – это внешнее идеологическое давление, искажение наших ценностей и культуры. И задача образования в этой связи – формировать у детей и молодежи устойчивые духовно-нравственные ценности и чувство патриотизма.

Пятый вызов – это обеспечение образовательных и карьерных траекторий для всех, включая лиц с особыми образовательными потребностями. Нужно создать такие условия, чтобы каждый человек, независимо от своих особенностей, мог получить качественное образование и реализовать свой потенциал.

Шестой вызов – это необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Седьмой вызов – развитие новых направлений в условиях бюджетной сдержанности и инфраструктурных ограничений: ресурсы ограничены, но это не повод останавливаться, а повод искать инновационные решения.

Восьмой вызов – дисбаланс в оплате труда педагогов. Это серьезная проблема не только на региональном, но и на федеральном уровне, нужно создавать прозрачную, справедливую систему оплаты, которая будет удерживать высококвалифицированных специалистов и будет привлекательной для молодых.

Девятый вызов – это необходимость консолидации общества, ибо нужно воспитать у молодого поколения уважение к другим, чтобы вместе строить сильную и единую страну.

Десятый вызов – это стремительное изменение сферы труда и технологий. Надо готовить наших выпускников к будущему, которое сложно представить сегодня, давая им навыки, позволяющие быстро адаптироваться к новым условиям и осваивать новые проекты.

На сессии было отмечено, что вызовами также являются: цифровая революция, ибо необходимо активно внедрять цифровые технологии, но не забывать о важности живого общения и гуманитарного подхода; бюрократическая нагрузка на учителей; обеспечение безопасных условий в образовательных организациях, ибо каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, находясь в школе или в детском саду, в средних или высших учебных заведениях.

По сути, все эти вызовы сегодня становятся первоочередными задачами системы образования.

Непрерывное и гармоничное обучение

После пленарной части участники разделились на 7 секций, где подробно рассмотрели более узкие вопросы, такие как повышение качества образования, развитие инклюзивного образования, подготовка педагогов для работы в условиях современных вызовов.

Среди внесенных предложений при обсуждении стратегии были: создание единой системы непрерывной подготовки управленческих кадров в образовании; разработка профессиональных образовательных программ совместно с работодателями и внедрение демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации с участием работодателей. Директор Аграрно-технологического  колледжа Азамат Матакаев выступил сторонником «бесшовности» образования, концепции, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение на протяжении всей жизни человека. По мнению педагогов Ольги Остапчук и Любови Чикатуевой, надо шире использовать технологии искусственного интеллекта в образовательной деятельности и внедрить курс «Цифровая дидактика» в базовую подготовку педагогов. Участники стратегической сессии обменялись мнениями по поводу сформулированных предложений, их целей, методов достижения результатов и показателей эффективности их выполнения.

Модераторы секций отметили важность учета мнений педагогов республики и экспертов, поскольку это позволяет глубже понять потребности региональной образовательной среды и повысить эффективность реализации стратегии на местах.

По итогам обсуждения сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в федеральный центр.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
100-летие Артека 2025 Аграрно-технологический колледж Азамат Матакаев база отдыха "Сосенка" Год детского отдыха демография детский лагерь доклад дополнительное образование школьников духовно-нравственное воспитание молодежи духовно-нравственные ценности загородный оздоровительный лагерь инклюзивное образование Инна Кравченко искусственный интеллект капитальный ремонт капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений КЧР Министерство образования и науки КЧР Министерство просвещения России министр образования и науки КЧР министр просвещения РФ Минобр КЧР Минпросвещения России модернизация детского лагеря Национальный проект "Образование" нацпроект нацпроект "Молодежь и дети" нацпроект "Образование" нацпроект "Семья" образование образование детей образовательная деятельность образовательные организации общеобразовательные учреждения оплата труда патриотизм педагоги педагогическая деятельность педагогические работники пленарная сессия повышение качества образования подготовка кадров подготовка квалифицированных кадров подготовка педагогических кадров проект профессиональное образование психолого-педагогическая помощь развитие и образование детей региональная система образования ремонт школы российская система образования рынок труда село Даусуз советник директора по воспитательной работе среднее профессиональное образование Стратегия развития образования России строительство детского сада строительство новой школы Тема дня технологический суверенитет Центр технологического и гуманитарного образования "Точка роста" цифровая дидактика цифровые технологии Черкесск школа