Каким будет образование завтра
Обсуждение этой темы прошло в Черкесске в формате пленарной и секционных сессий и собрало более 500 участников
На стратегической сессии шло обсуждение проекта «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2036 года с перспективой до 2040 года».
Среди участников были представители органов исполнительной власти, образовательных учреждений, педагогические работники, эксперты, а также родители и обучающиеся образовательных организаций. Здесь были: председатель комитета по науке, образованию, культуре и делам молодежи Народного Собрания КЧР Татьяна Черняева, Уполномоченный по правам ребёнка в КЧР Мария Алакаева, председатель Республиканского профсоюза работников образования Марина Чотчаева, руководитель Общественной палаты КЧР Елена Ляшова и другие…
Отчёт о сделанном
Как отметила в своем выступлении министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, за 2019-2024 годы в республике было открыто 150 Центров естественнонаучной и технологической направленности. В 185 школах и колледжах имеются Центры цифровой образовательной среды. За эти годы создано 20 249 новых мест дополнительного образования детей, продолжается строительство трех школ в рамках нацпроекта «Образование». Благодаря поддержке Главы КЧР сегодня каждая образовательная организация имеет в своем штате советника по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Оснащение школ геральдикой завершено, сегодня все образовательные организации имеют государственные символы…
Год детского отдыха
2025-й год, год 100-летия Артека, был объявлен министром просвещения РФ Годом детского отдыха. И Карачаево-Черкесия участвует в проекте быстровозводимых конструкций для создания дополнительных мест в загородном лагере «Сосенка» в селе Даусуз. В прошлом году было возведено два новых корпуса по 50 мест, и в 2025 году будет возведено дополнительно 100 новых мест. Это будет лагерь не сезонный, а круглогодичный, где будут реализовывать программы дополнительного образования детей, а также в неканикулярное время там будет осуществляться образовательный процесс.
Проекты «Молодежь и дети» и «Семья»
Инна Кравченко отметила, что Министерством образования и науки в рамках нацпроектов «Молодежь и дети» и «Семья» заключено 6 финансовых соглашений на сумму 523 115, 6 тыс. рублей для продления программы капитального ремонта школ до 2030 года, для капитального ремонта детских садов, оснащения кабинетов учебных предметов «Основы безопасности и защиты Родины» и «Технология», строительства новых школ и детских садов.
Вызовы времени
Сегодня стране, отметила министр, приходится сталкиваться со многими вызовами, и потому создано 15 рабочих групп, которые ведут разработку проекта стратегии на всех уровнях образования с учетом этих вызовов. Первый вызов – это санкционное давление и необходимость обеспечения научно-технологического суверенитета. «Мы видим, – подчеркнула Инна Кравченко, – как сегодня важно быть независимыми в технологическом плане, иметь собственные разработки и технологии, и это требует от нас подготовки специалистов, способных создавать, внедрять и развивать инновации».
Второй вызов – это демографическая яма. «В России, – отметила Инна Кравченко, – сокращается количество детей. Если для нашего региона этот показатель не такой серьезный, то для центральной России – это очень серьезная проблема. Мы ставим перед собой задачу повышения качества образования, индивидуализации обучения, эффективного использования ресурсов для каждого ребенка».
Третий вызов, продолжала докладчик, – растущая потребность в квалифицированных кадрах и конкуренция за них. Нужно обеспечить тесную связь между образованием и рынком труда, готовить специалистов, востребованных в экономике нашего региона и страны в целом, и также развивать систему профессионального образования и обеспечивать подготовку ее кадров, чтобы наши специалисты оставались конкурентоспособными.
Четвёртый вызов – это внешнее идеологическое давление, искажение наших ценностей и культуры. И задача образования в этой связи – формировать у детей и молодежи устойчивые духовно-нравственные ценности и чувство патриотизма.
Пятый вызов – это обеспечение образовательных и карьерных траекторий для всех, включая лиц с особыми образовательными потребностями. Нужно создать такие условия, чтобы каждый человек, независимо от своих особенностей, мог получить качественное образование и реализовать свой потенциал.
Шестой вызов – это необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Седьмой вызов – развитие новых направлений в условиях бюджетной сдержанности и инфраструктурных ограничений: ресурсы ограничены, но это не повод останавливаться, а повод искать инновационные решения.
Восьмой вызов – дисбаланс в оплате труда педагогов. Это серьезная проблема не только на региональном, но и на федеральном уровне, нужно создавать прозрачную, справедливую систему оплаты, которая будет удерживать высококвалифицированных специалистов и будет привлекательной для молодых.
Девятый вызов – это необходимость консолидации общества, ибо нужно воспитать у молодого поколения уважение к другим, чтобы вместе строить сильную и единую страну.
Десятый вызов – это стремительное изменение сферы труда и технологий. Надо готовить наших выпускников к будущему, которое сложно представить сегодня, давая им навыки, позволяющие быстро адаптироваться к новым условиям и осваивать новые проекты.
На сессии было отмечено, что вызовами также являются: цифровая революция, ибо необходимо активно внедрять цифровые технологии, но не забывать о важности живого общения и гуманитарного подхода; бюрократическая нагрузка на учителей; обеспечение безопасных условий в образовательных организациях, ибо каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, находясь в школе или в детском саду, в средних или высших учебных заведениях.
По сути, все эти вызовы сегодня становятся первоочередными задачами системы образования.
Непрерывное и гармоничное обучение
После пленарной части участники разделились на 7 секций, где подробно рассмотрели более узкие вопросы, такие как повышение качества образования, развитие инклюзивного образования, подготовка педагогов для работы в условиях современных вызовов.
Среди внесенных предложений при обсуждении стратегии были: создание единой системы непрерывной подготовки управленческих кадров в образовании; разработка профессиональных образовательных программ совместно с работодателями и внедрение демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации с участием работодателей. Директор Аграрно-технологического колледжа Азамат Матакаев выступил сторонником «бесшовности» образования, концепции, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение на протяжении всей жизни человека. По мнению педагогов Ольги Остапчук и Любови Чикатуевой, надо шире использовать технологии искусственного интеллекта в образовательной деятельности и внедрить курс «Цифровая дидактика» в базовую подготовку педагогов. Участники стратегической сессии обменялись мнениями по поводу сформулированных предложений, их целей, методов достижения результатов и показателей эффективности их выполнения.
Модераторы секций отметили важность учета мнений педагогов республики и экспертов, поскольку это позволяет глубже понять потребности региональной образовательной среды и повысить эффективность реализации стратегии на местах.
По итогам обсуждения сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в федеральный центр.
Последние новости




{{commentsCount}}
Комментариев нет