За чаем не скучаем


Представленный в витрине «Казаки» в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой самовар бытовал в семье старовера Ивана Сергеевича Каноненко в селе Курджиново в начале XX в.
Самовар является символом русской культуры. У казаков как у «субъэтноса» русского мира со своей самобытной культурой самовар также занимал знаковое место среди предметов быта.
На Руси прародителем самовара считается сбитенник, который был распространён в нашей стране вплоть до XVIII века. Внешне он напоминал чайник, но с трубой для углей внутри и поддувалом. В нём «сам варился» и подогревался сбитень – самый популярный тогда в России напиток, приготовленный из мёда, зверобоя, шалфея, лаврового листа, имбиря и стручкового перца.
Также есть предположение, что своим появлением самовар обязан азиатскому чаю, который в XVII в. был завезен в Россию. Русская знать первоначально применяла чай в качестве лекарственного средства. Впоследствии чай приобрел широкую популярность у населения Российской империи и стал конкурентом сбитня.
Появление самовара неразрывно связано с активным освоением рудных богатств Урала, возникновением там целого ряда металлургических объектов, в том числе и медеплавильных. Первое упоминание о самоваре в официальных документах зафиксировано под 1740 г., когда впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Иргинском заводе. Первыми исторически зарегистрированными самоварщиками были русские братья Лисицыны, Иван Федорович и Назар Федорович. Большой популярностью, в том числе у казаков, пользовались тульские самовары, которые отличались красотой, прочностью и удобством.
Ведущий специалист по традиционной материальной культуре казачества Верхней Кубани Н. Соловьева отмечает: «Широко распространенным предметом казачьего быта был самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Вода в нем первоначально нагревалась внутренней топкой – высокой трубкой, наполненной древесными углями. Позже появились другие виды самоваров, в которых нагрев воды осуществлялся при помощи других средств – керосина, электричества и пр.».
Также у казаков самовар выполнял и другую функцию. Казаки на разъезды и дозоры порой уходили на несколько дней и даже недель и брали с собой самовар. В самоваре помимо чая варили горячую пищу – кулеш (традиционное блюдо кубанских казаков) и каши. В самоваре огонь не виден, что обеспечивало казакам-пластунам скрытность.
Самовар был одним из главных предметов быта в казачьей хате. Его, как правило, ставили на видное место, обязательно заваривали во время приема гостей и кунаков. Самовар олицетворял согласие и мир, также достаток казачьей семьи. Самовары растапливали углями, сверху на трубу надевали сапог и им раздували воздух.
Изготавливали самовар из латуни, сплава меди и цинка, часто самовары серебрили и золотили. Основная масса самоваров производилась из меди и была доступна более широкому кругу населения. Самовар из томпака (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%) имел роскошный вид и стоил дорого, в основном его покупала знать.
На Дону пили чай по несколько чашек (8-10) за неспешной беседой. Если гость уже не хотел пить, он должен был перевернуть чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара. И хозяйка без слов понимала, что чаепитие для этого человека завершено.
Казаки и казачки сочинили множество пословиц и поговорок о любимом чае и самоваре: «Если есть чай, то и под елью рай», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Самовар кипит – уходить не велит», «Устал – проси чаю».
В наши дни интерес к самоварам возрос. Они перестали восприниматься исключительно как сувениры для туристов, и в домах всё чаще начинают появляться самовары, хоть они всё ещё проигрывают в популярности электрическому чайнику.
Николай ЧАПУРА,
заведующий отделом Карачаево-Черкесского
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Последние новости



{{commentsCount}}
Комментариев нет