День республики № 11 от 04.02.2025

Особые дети Луганщины учатся верить в лучшее

Мы продолжаем рассказывать о жизни на освобождённых территориях

4 февраля в 08:09
1 просмотр
На занятии в Ирминской специальной (коррекционной) школе-интернате
На занятии в Ирминской специальной (коррекционной) школе-интернате

В ходе очередной поездки в Луганскую Народную Республику мы посетили Ирминскую специальную (коррекционную) школу-интернат в городе Стаханове и познакомились с директором Надеждой Терехиной, которая рассказала нам об истории интерната и о том, как здесь сегодня обстоят дела.

Это особенное место. Здесь дети с особенностями развития учатся не только считать и писать, они учатся ремеслу, которое поможет им найти своё место в мире и обрести уверенность в завтрашнем дне. В этих стенах происходит то, что по праву можно назвать настоящим чудом: дети, чья жизнь с рождения наполнена сложностями, получают шанс на будущее.

Лихие времена

Школа была основана ещё в 1954 году, и её история тесно переплетается с судьбами воспитанников и города. Когда-то это был небольшой интернат для детей-сирот, нуждающихся в особом подходе. Сегодня здесь учатся чуть больше ста детей с лёгкими умственными отклонениями, сироты и ребята из сложных семей, в которых родители не могут дать им достаточно заботы. Надежда Николаевна возглавляет учреждение вот уже 22 года.

– Я пришла сюда ещё в 1986 году учителем математики. А в 2002 году стала директором. Я вижу, как меняется школа, как растут дети. Наши воспитанники не просто учатся, они живут здесь, взрослеют, становятся частью семьи, – рассказывает она.

Но всё изменилось летом 2014 года, когда в Луганскую область пришла война.

– Это было 22 августа, около двух часов дня. На нашу территорию прилетело семь мин, ещё три упали за забором. Повреждено было всё: выбиты окна, стены разорваны осколками, крыша побита. Огонь не жалел ни здания, ни людей. Слава Богу, дети не пострадали. Но обстрелы не обошли стороной сотрудников и местных жителей, которые укрывались в подвале школы. Более 300 человек, потерявших дома, нашли здесь временный приют. Мы готовили еду на костре, ночевали вместе с этими людьми, как одна большая семья. Это был тяжёлый, но важный для всех нас опыт. После обстрелов в интернате не осталось ни одного целого окна. Мы зимовали без стёкол, заколачивали проёмы пенопластом, натягивали гидробарьеры, лишь бы хоть как-то удержать тепло. При этом учёба не прекращалась ни на день, – вспоминает Надежда Николаевна.

Когда война отступила, началась новая борьба – за восстановление школы. Бюджетные средства были скудны, помощи ждать было неоткуда. Но школа выстояла благодаря своим сотрудникам и неравнодушным людям.

– Наши педагоги и воспитатели сами приносили в школу продукты, одежду, кто что мог. Воспитатели работали, не жалея себя. В какой-то момент казалось, что у нас просто не хватит сил, но мы знали, ради кого всё это мы делаем, – вспоминает Надежда Терехина.

Это были сложные времена для всей Луганщины. Помощи, казалось, неоткуда ждать. Но однажды совершенно неожиданно священнослужитель Александр Емельянов и предприниматель Олег Аргунов из Карачаево-Черкесии пришли и стали настоящим спасением для школы.

– Олег Абубекирович предоставил нам возможность не просто восстановить здание, но и дать нашим детям шанс на будущее. Он привёз строительные материалы, краску, штукатурные смеси. Благодаря его помощи мы восстановили мастерские, где дети учатся ремеслу, – рассказывает Терехина.

Уроки труда – уроки жизни

Ирминская школа-интернат не только предоставляет детям образование, но и готовит их к жизни, обучая профессиям, которые будут востребованы в будущем. Здесь нет углублённого изучения физики, химии или иностранных языков, но ребята выходят в мир с практическими навыками. Девочки осваивают швейное дело, цветоводство и основы флористики. Мальчики учатся работать с деревом, становятся штукатурами и плотниками.

– Эти дети не могут стать учёными или инженерами, но они могут быть мастерами своего дела. Они умеют штукатурить, шить, ухаживать за растениями. И это для них не просто работа, а возможность быть нужными, значимыми, – говорит Надежда Николаевна. – Наши ребята – это герои, которые преодолевают больше, чем любой из нас. Они сражаются за своё место в жизни, за свою страну. Мы гордимся каждым из них. А благодаря материалам, которые получаем на постоянной основе от Олега Аргунова, ребят теперь учат практическим навыкам, работая с гипсовыми плитами и строительными материалами.

Одним из самых трогательных моментов в разговоре с директором учебного заведения стало упоминание выпускников, которые сейчас участвуют в специальной военной операции. Среди них она выделила Владимира Анохина.

– Он с детства отличался хорошими физическими данными и воспитанием. Он пошел в армию сразу после окончания нашего учебного заведения, затем стал участником специальной военной операции. К сожалению, он пришел оттуда без одной ноги, но продолжает заниматься спортом и строит свою жизнь дальше, – рассказала Терехина.

Помощь с добрым сердцем

Несмотря на все испытания, сегодня школа-интернат продолжает работать, и жизнь здесь постепенно налаживается. С каждым годом количество детей, поступающих в учреждение, растет, а выпускники, получившие образование и профессии, становятся частью возрождающегося общества.

Вместе с поддержкой наших земляков, таких как Олег Аргунов, Ирминская коррекционная школа-интернат на Луганщине продолжает выполнять свою важную миссию – дает шанс детям с особыми потребностями на достойную жизнь и будущее. Дети здесь учатся мечтать, строить и верить в лучшее. И, может быть, когда-нибудь эти ребята, получив свои первые уроки трудолюбия и добра, сами помогут тем, кто окажется в беде. Ведь именно так закладывается прочное основание для будущего – с любовью, добротой и верой в человека.

Справка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ирминская специальная (коррекционная) школа-интернат» рассчитано на детей, которые нуждаются в коррекции умственного развития. Здесь работает коллектив из 75 человек. В школе обучаются 127 детей с особыми потребностями. С ними занимаются профессиональные педагоги-дефектологи, логопед, психолог, воспитатели, медработники. Дети получают необходимые знания и навыки, посещают творческие кружки, принимают участие в республиканских выставках и конкурсах…

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
2025 Александр Емельянов благотворительная деятельность благотворительность Владимир Анохин воспоминания дети оставшиеся без попечения родителей дети с ментальными нарушениями дети с ограниченными возможностями здоровья дети-сироты директор инклюзивное профессиональное образование Ирминская коррекционная школа-интернат история КЧР ЛНР Надежда Терехина общеобразовательные учреждения Олег Аргунов предприниматель священник Стаханов строительные материалы Тема дня участник СВО