День республики № 15 от 13.02.2025

От войны к учебным планам

Школьники новых российских регионов не должны отставать от сверстников

13 февраля в 08:15
1 просмотр
Учащиеся Первомайской СШ №30 им. Е. Олейникова в ЛНР осваивают новые технологии
Учащиеся Первомайской СШ №30 им. Е. Олейникова в ЛНР осваивают новые технологии

Война отняла у детей привычную школьную жизнь, нестабильная система обучения привела к огромным пробелам в знаниях. Сегодня, когда новые регионы интегрируются в образовательное пространство России, перед школьниками и учителями встают сложные вызовы: адаптация к российским стандартам, ликвидация пробелов в образовании и психологическая реабилитация.

Детство, опаленное войной

В ходе поездок на новые территории мы встречались с разными людьми. Интересные беседы получились с педагогами и родителями школьников. Они рассказали нам, с какими трудностями сталкиваются учащиеся, чем они отличаются от своих сверстников из других регионов России и какие шаги предпринимаются для восстановления полноценного образования.

– Они не знают, что такое нормальное детство. Они не видели мирной жизни, не знают, что значит гулять по улице без страха, без ожидания взрывов, – рассказывает Елена, учительница русского языка и литературы из Луганска.

С 2014 года многие дети в ЛНР и ДНР учились в экстремальных условиях. Некоторые не ходили в школы вовсе – занятия либо отменялись, либо проходили в подвалах и бомбоубежищах. Учебный процесс прерывался регулярно, так как боевые действия шли в непосредственной близости от учебных заведений.

– Часто уроки прерывались из-за сирены. Дети хватали тетради и бежали в укрытие. Как в такой обстановке можно учиться? – вспоминает Наталья, преподаватель истории из Донецка.

Многие семьи в целях безопасности вообще не отправляли детей в школы. Так появилось целое поколение молодых людей, которые либо вообще не получили систематического образования, либо осваивали программу урывками, либо самостоятельно, в лучшем случае с помощью родителей. В результате сегодня тысячи школьников испытывают серьезные трудности с адаптацией к российским образовательным стандартам.

– Нам приходится фактически учить детей заново. Даже базовые знания по русскому языку, математике, истории у многих не соответствуют классу, в котором они числятся, – объясняют педагоги.

Разница в уровне знаний

С переходом ЛНР и ДНР в российскую образовательную систему стало очевидно, что местные ученики значительно отстают от своих сверстников из центральных регионов России. Особенно разрыв заметен в точных науках.

– У нас учатся дети из разных российских регионов – из семей военных, врачей, специалистов, приехавших восстанавливать наш регион. География широкая: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Воронеж, Ставрополь. Сразу видно, что они на голову выше местных ребят по уровню знаний. Они привыкли к конкуренции, олимпиадам, постоянному развитию. А наши дети десять лет выживали, а не учились, – сетует Елена.

Приезжающие из центральной России семьи тоже замечают разницу. Наталья, мама восьмиклассника, переехавшая в Донецк из Воронежа, рассказывает:

– Мой сын всегда был обычным средним учеником. Не отличником, но и не двоечником. А здесь он сразу оказался в числе лучших в классе. Ему даже неинтересно на уроках – многие темы, которые проходят сейчас, он изучил еще в прошлом году.

Учителя стараются подтягивать местных детей, но признают: ликвидировать такой разрыв быстро невозможно. Особенно сложно тем, кто собирается поступать в вузы.

– Девятиклассники и одиннадцатиклассники в тяжелейшем положении. Им сдавать ОГЭ и ЕГЭ, но они не готовы к экзаменам по многим предметам. Приходится заниматься с ними дополнительно, но времени катастрофически мало, – сетуют учителя.

В помощь выпускникам открывают дополнительные курсы, вводят консультации, организуют интенсивные занятия. Однако педагоги признают: одного года недостаточно, чтобы компенсировать почти десятилетие образовательного провала.

История, которой не было

Отдельной проблемой стало содержание учебных программ, которые использовались в школах ЛНР и ДНР в последние годы.

– Когда дети открывают российские учебники по истории, они поражаются: украинская трактовка многих событий кардинально отличается от российской. Для детей это культурный шок, – говорит Наталья. – Это касается не только событий последних лет, но и всего исторического процесса. Некоторые ученики буквально сопротивляются новым знаниям. Они выросли с другими учебниками, с другой интерпретацией событий. Переучивать их – сложный процесс.

Однако с переходом на российскую образовательную систему программы корректируются. В школах начали преподавать историю России в соответствии с федеральными стандартами.

Психологическая адаптация

Длительное пребывание в зоне военных действий не могло не сказаться на психике школьников. Многие из них страдают от посттравматического стрессового расстройства.

– У нас в школе работает психолог, но одного специалиста на сотни детей, которые пережили сильнейший стресс: бомбежки, потери близких, жизнь в подвалах явно недостаточно, – говорят педагоги.

У некоторых детей проявляются проблемы с концентрацией внимания, другие испытывают тревожность, страхи, трудности в социализации.

– Они замкнуты, не уверены в себе, не привыкли к стабильности. Когда мы говорим им, что теперь все хорошо, что можно спокойно учиться, они не сразу в это верят, – объясняет Елена.

В настоящее время педагоги и психологи работают над тем, чтобы создать комфортную атмосферу для адаптации детей, но процесс этот требует времени и терпения.

Что делать дальше

По мнению преподавателей, чтобы помочь детям новых регионов интегрироваться в российскую образовательную систему, необходимо развивать программы интенсивного обучения. Школьникам нужны дополнительные занятия, подготовительные курсы, индивидуальные консультации…

– Вместе с тем нужно оказывать психологическую поддержку. Детям, пережившим войну, необходимы консультации психологов, работа в группах, создание комфортной атмосферы в школах. Также нужно повышать квалификацию учителей. Педагогам необходимо больше методических материалов, тренингов и помощи в переходе на новые стандарты. Нам обещали, что скоро во всех школах будут современные учебники и технологии, которые помогут создать комфортные условия для обучения. Нашим коллегам уже выдали новые учебники, по которым они занимаются. Мы уверены, что все школы получат необходимое оборудование и ресурсы, чтобы обеспечить качественное образование для каждого ученика, – говорят учителя.

Путь предстоит долгий, но у этих детей появился шанс на нормальное будущее. Главное – не упустить это время и дать им возможность наверстать упущенное.

Кстати,

новые учебники истории, поступающие в школы Донецкой и Луганской народных республик, основаны на взвешенном, объективном подходе к освещению исторического процесса. Несмотря на развернувшуюся жесткую конфронтацию России с коллективным Западом, здесь отсутствует какая-либо агрессия к нашим геополитическим оппонентам.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
воспоминания дети ДНР ЛНР Мы вместе новые субъекты России образование образовательные организации образовательные стандарты общеобразовательные учреждения педагоги педагогическая деятельность педагогические работники повышение квалификации программы интенсивного обучения психологическая поддержка психологическая реабилитация российская образовательная система российская система образования среднее общее образование федеральные государственные образовательные стандарты школьники