И событие можно превратить в бал
Скульптура очень важна в архитектуре города, считает создатель новых арт-объектов в столице Адыгеи Аслан Дауров


Вокруг его работ в Майкопе не утихают разговоры. Фонтан с мишками, карта Адыгеи в городском парке культуры и отдыха, а еще сказочные персонажи, которые скоро появятся на аллее имени Евгения Шварца, – все эти объекты созданы художником, скульптором, камнерезом Асланом Дауровым. О том, какую роль играют малые архитектурные формы для города, что символизируют мишки и какой по характеру будет местная Золушка, автор рассказал в интервью «СА».
– Аслан Казбекович, вокруг реконструкции «Полярного фонтана» в конце прошлого года разгорелись большие споры. Майкопчане, для которых мишки являются символом детства, очень переживали, что скульптуры утратят тот вид, в каком все их помнят и любят…
– Еще до всей этой истории меня приглашали на реставрацию мишек. Но скрупулезное их исследование показало, что данная работа не имеет никакого смысла. По всем техническим характеристикам бетон, из которого были сделаны фигуры, был уже непригодным. Он буквально крошился в руках. У фигуры медведицы отвалился хвост, в области живота зияла дыра. На скульптурах было множество микротрещин, а полость накопила большое количество воды. Поэтому реставрировать было по сути нечего. А очередная покраска уже не могла преобразить любимых всеми мишек. Но в архитектуре города опирались не только на мое мнение. Были приглашены и другие специалисты – из Москвы, которые вынесли такой же вердикт: мишки реставрации не подлежат.
Было принято решение воссоздать фонтан с фигурами заново. Я был приглашен управлением архитектуры Майкопа в рабочую группу, созданную специально для решения этой задачи. Когда процесс по изготовлению скульптур уже был запущен, началась шумиха вокруг новых мишек из-за простого недопонимания. Предоставленный снимок проекта был обычным референсом. Всем показалось, что фигуры будут схематичными. Но это было 3D-изображение, не более того.
Руководителем проекта выступила и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства города Майкопа Мадина Ачмиз. Ни минуты не колебался, когда брался за работу, ведь эти мишки значимы и для меня тоже: я восемнадцать лет живу в Майкопе. Мы посвятили немало времени изучению истории мишек, перелопатили множество документов, старых фотографий, газетных статей. Фонтан менялся три раза, и какой-то период был даже без мишек.
И вот, когда процесс по изготовлению скульптур уже был запущен, началась эта шумиха вокруг новых мишек.
– Как вы отреагировали на ажиотаж в соцсетях?
– Когда начались все эти обсуждения, сразу обозначил свою роль в проекте, выступив в разных группах и публично заявив, что я – скульптор мишек. И тут же получил много негатива в свой адрес. Как меня только не обзывали, даже писали: «Возвращайся туда, откуда приехал». Мне это было забавно слышать, ведь я родом из аула Мамхег Шовгеновского района. Не московский, не питерский парень. Я местный! Но меня называли «приезжим».
Старался отвечать на все нападки, объяснял, как идет работа, какими на самом деле будут мишки. Кто-то понимал, кто-то нет. Не виню их. Дело в том, что скульптура мало представлена в Адыгее. И люди плохо понимают, как ведутся работы подобного рода и каким будет конечный итог.
– Недавно городской парк Майкопа приобрел еще один интересный арт-объект, к которому вы также имеете прямое отношение, – это карта Адыгеи. Расскажите о нем…
– Нужно сказать, что для создания карты была проделана огромная работа и привлечено много людей. Несколько лет научное сообщество Адыгейского госуниверситета под руководством заведующей Центром интеллектуальных геоинформационных технологий Татьяны Варшаниной работало над цифровой картой республики. И она получилась на сто процентов идентичной реальному рельефу Адыгеи. Эту карту направили московским специалистам, где ее перевели в нужный формат для печати на специальных принтерах. После печати отдельные части карты соединили, а затем направили мне в Майкоп. Здесь уже я работал с картой, прорабатывая ее детали, делая более художественной и добавляя населенные пункты. Руководила всем процессом также главный архитектор города Мадина Ачмиз.
После этого карта была отправлена на литейный завод в Москву. Было несколько сложных этапов – формовка, восковка, литье, чеканка, чернение, зеленение, защитное покрытие воском и другое. Потом карту вернули в Майкоп, здесь мы ее монтировали, делали подсветку. Представляете, какой сложный процесс! Такие работы очень редки в стране, потому что требуют большого труда. Карта уже сейчас привлекает внимание горожан, но пока еще не в полной мере раскрыла свои секреты. Этот проект не окончен.
– Еще один проект, вызвавший ажиотаж в соцсетях, – сказочные персонажи для аллеи имени Евгения Шварца. Какими будут эти скульптуры?
– То, что видели в социальных сетях майкопчане, тоже референсы – изображения уже готовых скульптур в качестве примера, образца. Понятно, что скульптура той же Золушки для столицы Адыгеи не могла быть такой, какой ее увидели в соцсетях. Та работа имеет место быть, но не у нас. Это видение конкретного мастера, его работа. Интересна ли она как объект притяжения внимания? Да. Может ли стать достопримечательностью какого-то населенного пункта? Безусловно. Искусство ведь многогранно. Но мы видели этот персонаж по-другому. Моя задача была создать именно нашу Золушку такой, какой ее представил в своей пьесе писатель Евгений Шварц. Есть европейский образ этой сказочной героини – он растиражирован. А мы ориентировались на другой образ – юной, целомудренной, искренней девушки. То же самое с Красной Шапочкой. Она получилась симпатичной доброй девочкой. Так что горожане могут не переживать: персонажи будут максимально нашими – душевными и скромными. Эти герои вскоре появятся на аллее, и вы сможете сами все увидеть.
– Воплощая сказочных персонажей, как скульптор и художник вы наверняка увидели их по-своему…
– Сказки сопровождают нас всю жизнь, но с возрастом мы воспринимаем их по-разному. В раннем детстве сказка «Золушка» – это «инструкция к мечте». Хочешь добиться чего-то – будь чистым, добрым, и рано или поздно произойдет чудо. В подростковом возрасте уже делишь персонажей на героев и антигероев. А с возрастом смотришь на сказку с практической стороны и видишь, что Золушка – совсем ребенок – остается один на один с реальностью, на которую не может повлиять. Остается только жить, мечтать и стремиться превратить унылую жизнь в бал. В этом я вижу уникальность пьесы Шварца. Любое событие можно превратить в бал.
– Каким вам видится развитие Майкопа в плане появления новых скульптур?
– У нас мало площадей, в которые можно интегрировать большие монументальные работы. Сам город создавался без учета масштабирования. Но Майкоп развивается, мы наблюдаем эту динамику. Мне, например, видится такое условное деление города на разные зоны – современное искусство, академическое искусство, исторические события, чтобы все было интерактивно. Но для воплощения таких идей должна быть проведена скрупулезная работа многих специалистов – архитекторов, скульпторов и других. Только в этом случае у нас появится «такая» городская среда.
У меня есть мечта, чтобы человек, находясь в любой точке города, в сквере или парковой зоне, мог зацепиться взглядом за арт-объект либо скульптуру.
Татьяна ФИЛОНОВА.
Газета «Советская Адыгея».
Справка
Референс – рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи. В сфере архитектуры, дизайна, дизайна интерьера, компьютерной графики, музыки и т. п. референс используют как примерное представление того, что хотелось бы видеть заказчику, или как иллюстрацию собеседнику своего представления на чужих примерах.
Последние новости



Комментариев нет