Милую по шапочке узнаю


В выставочном павильоне Карачаево-Черкесского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой представлена ногайская галунная женская шапочка «ока боьрк», которая бытовала в начале XX века в семье Т. М. Алабердовой из аула Ураковского (ныне это аул Эркен-Юрт). Такие шапочки были распространены у ногайцев.
Традиционный ногайский женский костюм сохранил самобытные и неповторимые компоненты, наделенные глубоким смыслом, закодированным в цветовых формулах и знаковых системах, установленных многовековыми законами. Один из таких компонентов – головной убор.
На самом деле традиционные женские головные уборы у ногайцев разнообразные. Особенно изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы «такъыя», «къундыз боьрк» и «ока боьрк».
«Такъыя» – это шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на шапочке были нашиты серебряные украшения, монеты. К слову, такая шапочка известна у туркмен и других тюркских народов.
«Къундыз боьрк» шили из меха соболя, с красным суконным верхом, на который нашивался серебряный галун. Н. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара (Тастар – шёлковый вязаный платок с лёгкой кружевной структурой, традиционный кумыкский головной убор – прим. ред.) носят меховые шапки с красными верхушками, обшиваемыми серебряным галуном или тесемками из литого серебра с такою же серебряною маковкой на верхушке. В конце XIX в. этот тип головного убора на Кубани исчез, а в ногайской степи, по мнению С. Гаджиевой, «сохраняется в качестве головного убора только замужней женщины».
«Ока боьрк» (буквально: «галунная шапка») была распространена у кубанских ногайцев и частично у степных ногайцев (джембойлуковцев, етисанцев, едишкульцев). Она была высокой, с полусферическим верхом. Поверх нее женщины носили платки. Близко к ней по форме шапочка «кърым боьрк» (букв.: «крымская шапочка»), видимо, больше распространенная у ногайцев, живших в Крыму. Она шилась из красного бархата, была менее глубокой и украшалась золотой вышивкой.
После свадьбы молодая женщина в знак замужества надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевалась накидка «келиншек сылауш», бытовавшая в конце XIX в. только у степных ногайцев. Это была накидка в форме косынки с опускающимся сзади концом. Спереди на нее нашивали бисер и монеты. На висках свисали серебряные подвески, кисточки. (Носили сылауш и женщины постарше, только у них сылауш был поскромнее). На лицо невесте поверх платка накидывали покрывало из прозрачной легкой ткани. У ногайцев, живших под Кизляром, его обычно изготовляли вручную из коконов шелкопряда.
«Головной убор замужней женщины составляет небольшой платок или просто кусок холста, обматываемый вокруг головы, сверх которого накидывается неразлучный тастар, опускающийся позади почти до пяток», – писал Н. Дубровин.
У кубанских ногайцев тастар назывался явлык. Платок был белым, у богатых – из дорогой ткани, у бедных – из бязи. По свидетельству Д. Шлаттера, под тастаром женщина носила другой, «очень длинный узкий разноцветный платок, который несколько раз обвязывает голову, а концы свисают на спине под тастаром».
Во время праздников под платок на затылок подкладывали специальную подушечку (топчакъ), а спереди на платок нашивали бусы (манълай). Иногда в холодную погоду женщины надевали чалму (шалма) – сложенный широкий кусок материи, которым обвязывали голову.
Носили также различные косынки: «явлыкъ», «шокъана», «бастарткъыш». В непогоду поверх платков надевали дождевик (ямгырлыкъ), сшитый как башлык.
Как отмечает искусствовед Ф. Канокова, «головные уборы ногайских женщин не только имели функциональное назначение, но и являлись своего рода знаком, указывающим на многие аспекты жизни его владелицы, каждый из них имел определенную форму и принципы орнаментального оформления».
Лидия БОГАТЫРЕВА,
старший научный сотрудник сектора дореволюционной
истории музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Добавим
Впоследствии головные уборы, вобрав в себя новые черты, стали более разнообразными, при этом они не только обрели новое звучание, но и не утратили своей самобытности, что говорит не только о сохранении многовековых традиций, но и этнокультурной идентичности ногайского народа.
Комментариев нет