Женщина с добрым и чутким сердцем
В поселке Майском трудятся открытые, трудолюбивые и отзывчивые люди


И одна из них – Фидагия Гусева, которую в поселке называют просто тетей Фаей. Несмотря на нелегкую судьбу, тетя Фая поражает своей добротой и человеколюбием.
Родилась Фая в селе Хазиево Бураевского района Башкирии. С восьми месяцев девочку воспитывала ее бабушка Рахиля, которая, в силу трагически сложившихся семейных обстоятельств, приехала из Ульяновска и одна поднимала своих восьмерых детей. Муж ее во время войны погиб на трудовом фронте.
Детство Фаи изначально было трудным. Мать ее, вторично выйдя замуж, не общалась с дочерью от первого брака. Создав свои семьи, ушли из отчего дома старшие дети Рахили, правда, все равно понемногу помогали матери. А Фая продолжала жить с бабушкой и ее младшей дочерью, идти ей было некуда. Трудилась не покладая рук. Бабушка брала у людей продукты, которые Фая отрабатывала на их грядках: сажала, полола, копала. Много видела она обид и унижений в свой адрес, пока однажды бабушка не отругала зарёванную внучку: «У тебя что, рук нет? Почему сдачи не даёшь?» И постепенно Фая научилась давать обидчикам отпор.
В их селе не было школы, поэтому до четвёртого класса девочка ходила в соседнее село Ташкубар. Дорога в полтора километра была для ребенка неблизкой, идти случалось и в дождь, и в пургу. А зимы в Башкирии суровые – морозы от сорока до шестидесяти градусов, снегом заметало дома до самой крыши. В холода даже специально запирали ворота и ходили поверх них, пока снег не растает. А от телефонных столбов торчали только верхушки, поэтому их помечали, чтобы люди или скотина не задели ненароком.
Уфа находилась за 400 километров, поэтому селяне жили тем, что сажали: картошкой, подсолнечником, тыквой для себя и для домашнего скота. Тыква вырастала огромная, нельзя было пронести через дверь. До сих пор помнит Фая вкус солёной капусты, огурцов, зелёных помидоров, которые солили вместе слоями. Помидоры там не вызревали, поэтому в солку они шли зелёными.
С пятого по восьмой класс Фая уже училась в Чилкаково, на 5 км отстоявшем от родного села, и с октября по май жила в интернате, благо питанием и одеждой школьников обеспечивало государство. До сильных холодов девочка ходила в школу пешком. Однажды, попав в непогоду, сильно отморозила колени и потом долго не могла посещать занятия. Врачи сказали, что с возрастом боли могут уйти, но девочка может и остаться инвалидом, ноги будут неметь. К счастью, этого не случилось и от тяжелой болезни остались лишь воспоминания.
В 1967 году бабушкина младшая дочь Хавия забрала Фаю в Свердловск и полностью взяла на себя заботу о девушке. Устроила на работу, выдала замуж, нянчила её детей. Фая работала ремонтницей на железнодорожной станции. Была самой молодой в бригаде, но с первых же дней к ней относились с уважением – девушка не боялась тяжелой работы, всегда готова была подменить товарищей, если они не могли выйти в смену. А ведь монтеры пути в ПМС, как солдаты, – в любое время суток, в любую погоду по сигналу об аварии или поломке должны моментально реагировать.
Продували снег и мусор между стрелками с помощью длинных и тяжелых шлангов, нести которые иногда просто не хватало сил. Но никто в бригаде не жаловался, всегда и во всем поддерживали друг друга. Подъем в шесть утра. Ремонтом занимались с мая по октябрь, летом меняли часть железной дороги, норма – 4 км. Одни разбирали старые пути, другие шли следом и укладывали новые. Тут особенно нужны были сила, ловкость и скорость. Но зарабатывали хорошо, с размахом отмечали праздники. Фая даже стала позволять себе покупать конфеты.
В бригаде она проработала 16 лет. За это время вышла замуж за Володю Гусева, родила дочь Олю. Может, и дальше семья жила бы в Свердловске, если бы в 1984 году мать и отчим не позвали с собой жить в колхоз им. Ленина в Адыге-Хабльском районе Карачаево-Черкесии. Гусевы переехали, но помощи от родни не последовало, даже в дом не пустили. Отчим, правда, занял денег, чтобы молодая семья купила саманную хату.
Уже на Кавказе у них родился сын Олег. Жизнь была нелегкая, и когда Фае предложили пойти на ферму дояркой, она с радостью согласилась. Работала много и добросовестно, понемногу выплачивали отчиму долг. Со временем передовую доярку приняли в партию, часто отмечали наградами ее самоотверженный труд.
В 90-е совхоз развалился, и Гусевы переехали в поселок Майский по предложению директора совхоза «Родниковский». Сначала жили в бараке, потом им выделили современный коттедж. Фая и здесь радовала руководство своим трудолюбием. Дети к этому времени уже подросли, пошли в школу, стало полегче.
К сожалению, брак Гусевых распался. Дети подрастали, а Фаино здоровье стало сильно подводить. Однажды в больнице она познакомилась с мужчиной – вдовец растил двух сыновей. Помня своё трудное детство, тетя Фая пожалела мальчишек и приняла эту семью к себе. Даже после смерти их отца женщина воспитывала и содержала Сашу и Дениса.
Сейчас все дети уже взрослые, у них свои семьи, а Фидагия Ахматнуровна – пенсионер. Она инвалид, живёт одна, часто болеет, но у нее всегда ухоженные, богатые на урожаи сад и огород, малинник с весны до глубокой осени манит крупными ягодами. И всем этим добром, вареньями и соленьями трудолюбивая и гостеприимная тетя Фая всегда делится с соседями, угощает друзей.
– Я очень рада, что судьба привела меня в места, где живут такие люди. Они мне как родные, – говорит Фидагия Гусева.
Добавим
В поселке Майском проживают люди разных национальностей – карачаевцы, русские, армяне, азербайджанцы, но все они относятся к тете Фае с любовью и вниманием, всегда готовы прийти на помощь этой женщине с добрым сердцем и щедрой душой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет