День республики № 33 от 27.03.2025

Он был сыном двух народов

Русский мальчик с Поволжья стал родным для черкесской семьи

27 марта в 08:08
1 просмотр
Хасан Карданов
Хасан Карданов

В голодном 1921 году семья крестьянина Мищенко в поисках лучшей доли подалась с Поволжья на юг. Однако в чужом краю счастья она не обрела. Очень скоро в живых остался лишь 12-летний Ваня Мищенко. Судьба свела маленького голодного оборванного сироту-беспризорника на станции Невинномысской с горцем Нану Кардановым, который взял его к себе домой. Так в ауле Али-Бердуковском появился новый житель, а в семье Кардановых – долгожданный сын Хасан.

Становление

В 1934 году Хасан женится на черкешенке Кулимжан Кештовой, у них родятся четверо детей: сыновья Мухамед, Александр, Борис и дочь Елизавета. Но это будет позже. А в первое время русскому мальчику в черкесском ауле приходилось очень непросто. Сказывалось незнание языка. А тут еще эфенди не давал прохода, днем и ночью грозил Нану карами за «обман Корана». Но никакая сила джамагата не смогла убить в сердце Нану отцовскую тягу к сироте. Да и жена Аминат так полюбила мальчишку, что не могла прожить без него ни дня.

Хасан рос на редкость смышлёным и проворным. Спустя полгода он уже свободно говорил на черкесском языке, от всего сердца полюбил своих приемных родителей. Хасан тянулся к знаниям. А отец в этом ему не отказывал. Парень отучился в школе. В 1927 году вступил в комсомол. Спустя два года его послали на учебу в совпартшколу. Здесь он также проявил исключительные знания русского, черкесского языков.

Далее начинается трудовая жизнь. Областной комитет партии направляет Хасана Нануевича в национальное книжное издательство. Затем его приглашают литературным сотрудником в редакцию газеты «Черкес плъыжь». Таким образом, судьба русского мальчика связывается с редакцией черкесской газеты.

В 1934 году решением крайкома комсомола Карданова направляют на учебу во Всесоюзную школу ЦБДКО при ЦК ВЛКСМ. Очень плодотворной и энергичной была деятельность Хасана Карданова после учебы. Так, он возглавил пионерскую работу в обкоме ВЛКСМ, заведовал отделом, потом стал секретарем Хабезского райкома комсомола, возглавлял отдел сельского хозяйства редакции газеты «Черкес плъыжь», отдел по делам искусств облисполкома…

Но самое удивительное в том, что русский мальчик Иван Мищенко – черкесский парень Хасан Карданов был удостоен чести стать главным редактором областной газеты «Черкес плъыжь».

Не пропал без вести, а пал смертью храбрых!

Когда началась война, Хасан одним из первых попросился на фронт. А в 1942 году в боях за Севастополь пал смертью храбрых. Но о том, что Хасан действительно погиб, его семья узнает спустя десятилетия. До тех же пор он числился пропавшим без вести…

После Победы была большая пропасть, неизвестность в отношении без вести пропавших, оказавшихся в фашистском плену, в концлагерях. Их было огромное множество. В одном маленьком Хабезском районе из не вернувшихся с войны 1650 солдат и офицеров больше половины числились пропавшими без вести. В их числе оказался и Хасан Карданов – политрук роты, старший лейтенант. Он оборонял город-герой Одессу, затем Севастополь.

Хасану, получившему ранение в ногу и подлечившемуся в одном из госпиталей города, поручили с одним из офицеров сопровождать эшелон с ранеными на Северный Кавказ. Пунктом назначения был город Армавир. Но там не оказалось мест для раненых, и эшелон направили в Кизляр.

По приезде туда комиссар эшелона Карданов и начальник эшелона Чупров сразу отправили телеграмму в Севастополь с сообщением о выполнении приказа.

Ими была отправлена еще одна телеграмма – на имя командира части с просьбой разрешить Хасану Карданову заехать на обратном пути к родителям и повидаться с ними, с семьей.

Хасан Нануевич с лейтенантом Чупровым заехали в аул к родителям Хасана в конце апреля 1942 года. Задержались на два дня. Когда собирались уезжать, колхоз выделил им транспорт.

– «Я стоял рядом, когда отец прощался с матерью, и услышал его последние слова: «Береги детей. Сделай все, чтобы они учились!» Эти слова я запомнил на всю оставшуюся жизнь», – вспоминал старший сын Хасана Мухамед.

Они уехали. Хасан писал, что до Севастополя будут добираться через Черное море. Но вскоре семья получила телеграмму от лейтенанта Чупрова, что Хасан не добрался до Севастополя. И вплоть до окончания войны никаких официальных известий о Хасане Карданове не было.

Лишь в ноябре 1945 года супруга Хасана получила извещение из Министерства обороны, что ее муж, политрук роты, старший лейтенант Карданов Хасан Нануевич пропал без вести. Правда, и мать, и жена Хасана долгие годы ждали его живым.

«В семидесятые годы, работая секретарем Хабезского райкома партии, – вспоминал Мухамед Карданов, – я встретил своего родственника, директора школы аула Баралки Пату Карданова. Он похвастался, что достал путевку на Черное море, и пригласил поехать с ним.

– Я не люблю Черное море, там погиб мой отец, его тело лежит на дне моря, – сказал я ему.

– Мухамед, Черное море ни при чем. В смерти твоего отца виновны фашисты, которые убили его. Есть человек, который собственными глазами видел, как и где погиб твой отец. Это мой тесть из аула Бесленей – Касым Агаржаноков…

Как выяснилось, там, где погиб мой отец, Касыма взяли в плен немцы и увезли в Германию. После войны его обвинили в предательстве как офицера Красной Армии, который не застрелился, а сдался в плен, и за это он отсидел десять лет в тюрьме. Поэтому Касым никому ничего не рассказывал… Все эти годы, а после войны прошло уже тридцать лет, он молчал… Пата уговорил тестя все-таки встретиться со мной. Так я узнал о гибели моего отца».

Оказалось, корабль, на котором Хасан Карданов направлялся в Севастополь, атаковали немецкие самолеты. Кто-то успел спастись с корабля, а кто-то ушел вместе с судном на дно морское. Хасана и еще троих солдат подобрал дежурный катер, который не смог довезти спасенных до Севастополя, но высадил их у Аджимушкайских каменоломен. Здесь в июне 1942 года собралось много солдат, офицеров, моряков, партизан. Попал в этот подземный гарнизон раненым и Касым Агаржаноков, с которым Хасан был хорошо знаком по работе в комсомоле.

Хасан собирался добраться до Севастополя. Но вскоре город был взят немцами. И Хасан остался в подземном гарнизоне в Аджимушкае. Здесь он и погиб геройски, отбивая одну из атак немцев. Хасана вместе с другими погибшими солдатами похоронили с воинскими почестями. Позже героев обороны Аджимушкая перезахоронили в братской могиле в Керчи.

Только после встречи Мухамеда с Касымом семья Хасана перестала ждать своего отца, мужа, сына. Для них было важно знать, что Хасан не пропал без вести, а погиб смертью храбрых.

Письмо Хасана родным… в Поволжье

19 июля 1957 года к Кардановым в аул Али-Бердуковский неожиданно приехала семья Лебедевых из города Саратова: Василий Макарович и его жена Евдокия Никитична. Выяснилось, что это родной брат матери Хасана и его супруга. Как они нашли, где живет семья их племянника, ведь Ваня Мищенко давно стал Хасаном Кардановым, никто гостей не расспрашивал.

И только в семидесятых годах, когда Мухамед оказался в командировке в Саратовской области и навестил родственников, он во время беседы с Василием Макаровичем задал ему этот вопрос. Василий Макарович встал, немного покопался в шкафу и достал какое-то старое письмо: «Вот ответ на ваш вопрос».

Мухамед сразу же узнал почерк отца. Хасан писал дяде следующее:

«Уважаемый дядя Василий! Я жив, здоров, меня подобрали после гибели моих родителей черкесы и увезли в аул Али-Бердуковский Хабезского района Черкесской автономной области.

У меня приемные родители. Теперь я не Мищенко Иван, а Хасан Нануевич Карданов. Не писал, потому что не хотел обидеть родителей. Они изумительные люди.

Я работаю редактором черкесской газеты в городе Черкесске. Родители живут в ауле. Сейчас пишу потому, что ухожу на фронт. Если со мной что-то случится, чтобы вы знали, что родители, жена, дети живут в ауле Али-Бердуковском Хабезского района.

Вам племянник Карданов Хасан Нануевич».

– Письмо получила моя жена, – продолжил Василий Макарович, – я тогда был на фронте. За годы войны письмо где-то затерялось. Потом, когда, наконец, обнаружили, после войны я написал в Черкесский облисполком. Так мы и попали в аул Али-Бердуковский, в вашу замечательную семью…

Подготовила Люсана АБИДОКОВА,
по книге Джагафара Даурова «Сын двух народов».

Добавим

Увековечение памяти – дело живых. В 2005 году постановлением главы г. Черкесска «за существенный вклад в культурное развитие Карачаево-Черкесии, активное участие в литературном становлении газеты «Черкес плъыжь», героизм и патриотизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны» была увековечена память Карданова Хасана Нануевича путем установления мемориальной доски с его портретным изображением на здании Дома печати. Решением Совета депутатов аула Али-Бердуковского имя Хасана Карданова носит улица, где он вырос.

Люсана АБИДОКОВА
заслуженный журналист КЧР
Поделиться
в соцсетях
аул Али-Бердуковский биография Великая Отечественная война ВОВ воспоминания Газета "Черкес Хэку" Кунацкая люди мемориальная доска судьба человека трудовая деятельность увековечение памяти участник ВОВ Хасан Карданов