Нагрудник женский


Нагрудник женский представлен в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника, в витрине «Абазины». Бытовало это украшение в абазинской семье Клычевых из аула Кумско-Лоовского (ныне Красный Восток) в начале XX в.
Нагрудник – это составная часть женского традиционного комплекса у горянок северо-западного и центрального Кавказа, которая обязана своим появлением кафтанчику.
Наибольшее распространение кафтанчик получил у карачаево-балкарцев, адыгов, абазин и осетин. Адыгские девушки нередко носили кафтанчик и как самостоятельный вид наплечной одежды, без верхнего платья. Кафтанчики обильно декорировались вышивкой, причем расположение вышивки было строго локальным: на передних полочках у подола и на нижней части рукава. Застегивался кафтанчик на металлические застежки в виде узких длинных пластин, суживающихся к концу. Застежки располагались на груди и животе обладательницы кафтанчика и туго стягивали ее фигуру при застегивании.
В таком виде кафтанчик сохранялся до середины XIX века, пока постепенно не начал «распадаться». В середине XIX века кафтанчик эволюционирует до безрукавки, а к концу столетия и на рубеже веков – до нагрудника со стоячим воротом.
Нагрудник надевался под V-образный вырез верхнего платья и крепился при помощи воротника, застегивающегося сзади на шее. Таким образом, в вырез платья виднелись его горизонтальные металлические застежки или золотая вышивка, расположенная на месте застежек. В разрез распашной юбки при ходьбе или во время танца виднелись полочки нагрудника. В начале XX века, при переходе к закрытым платьям, полочки нагрудника исчезли.
В основном нагрудник шили из плотных и дорогих тканей: шёлка или бархата.
В начале ХХ века нагрудники стали шить из любой плотной ткани, которая была по карману семье. Только в зажиточных или дворянских семьях нагрудник продолжали украшать золотой и серебряной нитью и драгоценными и полудрагоценными камнями. Несмотря на это, нагрудник можно назвать более экономной вариацией кафтанчика, поскольку на него уходило меньше дорогого материала.
Ряд нагрудников тянулся до линии талии, и по бокам нагрудников, в обязательном порядке, подвешивали позвякивающие «жёлуди» (от сглаза).
Важным атрибутом женского национального костюма являлись нагрудные застежки. С началом XX века традиционные застежки в виде продеваемых «петель» начинают заменяться застежками «на ножке» – своеобразный крючок, который находится под головкой, продеваемый в петлю противоположной застежки. Так же появляются и дополнения в способах украшения (например, появляются нагрудники, украшенные филигранью, полудрагоценными камнями или цветным стеклом).
В этот период времени появляются и новые варианты застежек в виде фигурных элементов, напоминающих орнамент в золотом шитье. Такие застежки были довольно массивной формы, их количество, как правило, не превышало 3-4 пар. Также появляются «нагрудники», украшенные золотым шитьем с симметричными растительным или геометрическим орнаментом. Во многих случаях верхние застежки нагрудника имеют форму стилизованного орнамента. Каждый завиток, каждая форма нагрудного элемента имели сакрально-культовое значение.
Светлана СМОРОДИНА,
старший научный сотрудник
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Последние новости


Комментариев нет