Ходули (котурны)


Представленные в Карачаево-Черкесском музее-заповеднике им. М. О. Байчоровой, в витрине «Черкесы» экспозиции «Дом национальностей», ходули бытовали в начале XX века.
Специальной женской обувью была деревянная обувь, известная в русской литературе как ходули. У адыгских народов она называлась: у адыгейцев – пхъэцуакъэ, у кабардинцев – пхъэвакъэ. Оба названия переводятся как «деревянная обувь». Также эта обувь была распространена у ногайцев, карачаевцев и балкарцев.
Вырезанные из дерева в форме ступни, но с острым носиком ходули укрепляли на двух подставках, под носком и пяткой, равной вышины. Подставки эти расширялись книзу в форме полукруга. Ходули удерживались на ноге при помощи прикреплённой к ним широкой петли из кожи или галуна. В петлю просовывали носок ноги, обутой в мягкую обувь. Высота ходуль колебалась в районе от 16 до 20,5 см. На таких ходулях женщина не только стояла, но и передвигалась, хотя и очень медленно. Как говорили в те времена, «за полдня полкомнаты проходила».
Ходули обтягивали бархатом или кожей, украшали накладками из металла, иногда серебра с гравировкой, чернью и позолотой. Более дешёвые имели накладки из жести со штампованным орнаментом. В Карачае встречались ходули, верх которых был выложен костяными орнаментированными пластинками. Инкрустация подобных ходуль костью и перламутром особенно характерна для крымских татар. В некоторых случаях под ступней обуви укрепляли металлические звенящие подвески.
Пхъэвакъэ и агъач аякъ (у карачаевцев и балкарцев) бытовали в знатной среде, что объяснялось не столько их стоимостью, сколько социальным смыслом. Высокие ходули, высокая шапочка, пышный наряд выделяли женщину, возвышали ее над толпой, делали высокопоставленным лицом. Как тогда образно выражалось: «как мечеть над домами, княгиня над другими женщинами поднималась».
В фольклоре ходули являются символом пышной и богатой жизни. Княгиня, взятая в плен, плачет: «Всю жизнь ходила я на ходулях, а теперь у ножки кровати кровавые слезы роняю». Ходули сравнивают с чудесным конем: «Конь-хуаре – мои ходули в засыпанной снегом траве потеряла».
Итак, ходули – принадлежность женского национального костюма высшего сословия. Но есть событие, возвышающее любую женщину, – свадьба. Русскую крестьянскую девушку на свадьбе величали княгиней, а на голову надевали особый убор – «корону». Так и адыгская девушка могла на свадьбу надеть пхъэцуакъэ, взятые у кого-либо на время. Знатные женщины надевали ходули не только на свадьбу, но при любом торжественном выходе, на праздник, на танцы.
Ходули имеют довольно древнюю историю, которая берет свое начало с Древней Греции. Примерно в V в. до н. э. в Афинах в театре актеры выступали в особой обуви на твердой подошве, чтобы казаться выше ростом.
Можно предположить, что через греческие колонии на Черноморском побережье ходули проникают в Крым. В старину крымские татарки ходили в туфлях-ходулях, которые назывались «налын» или «табалдырыкъ», по улицам в грязную погоду, а также в банях, где сильно нагревались полы.
Впоследствии видоизменившиеся ходули стала надевать женская верхушка крымских татар. Из Крыма адыги получали многие товары, преимущественно из Каффы и Феодосии. В том числе была и обувь.
Николай ЧАПУРА,
завотделом музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Последние новости





{{commentsCount}}
Комментариев нет