Готов ли ваш ребенок к школе
Чтение и счет, утверждают специалисты, тут не главное


Первого апреля начался прием заявлений в первый класс. После подачи документов у родителей останется несколько месяцев на подготовку детей к школе. На что же прямо сейчас обратить внимание? И как понять, стоит ли отложить первый класс на следующий год? Разбираемся вместе с врачами: детским неврологом высшей категории Галиной Неврюзиной и логопедом-дефектологом Оксаной Емельяновой.
Из чего складывается готовность к школе
Специалисты советуют обращать внимание на 5 признаков:
Мотивационная готовность. Тут всё просто: ребенок должен хотеть в школу. Если не хочет – надо разобраться в причинах и поработать с ними.
Умение действовать по образцу и следовать правилам. В школе это важно: ребенок должен понимать, что во время урока нельзя бегать, учителя надо слушать, а ровесников не стоит обзывать.
Интеллектуальная готовность. Это как раз те навыки, развитию которых обычно уделяют больше всего времени: чтение, письмо, счет. Но эти знания на самом деле – не самые важные, потому что читать, писать и считать в школе научат, а вот работать с мотивацией и дисциплиной, например, времени у педагога нет.
Физическая готовность. Ребенок в школе очень много сидит на одном месте. И это для него огромная нагрузка, к которой он должен быть готов. Тут, как ни странно, совет один: больше гулять и двигаться, развивать мышечный корсет, который поможет будущему школьнику удерживать статичную позу в течение хотя бы 30 минут.
Развитая речь. В возрасте 6-8 лет речь ребенка, если у него нет особенностей развития, похожа на оформленную речь взрослого человека. Ребенок свободно высказывается о полученных впечатлениях; умеет пересказывать прозаические тексты и стихи; составляя рассказ, правильно использует предлоги, подбирает окончания, понимает, как строится предложение.
На что еще стоит обратить внимание
Слух и зрение. Иногда у детей возникают сложности с речью просто потому, что они плохо слышат и не различают звуки. Некоторым школьникам тяжело дается письмо – они не дописывают элементы букв, путают похожие буквы – из-за сложностей со зрением.
Причем родители не сразу могут заметить, что ребенок плохо видит или слышит. Они нанимают репетиторов, обращаются к логопедам, но проблема не решается – потому что причина не в интеллектуальных навыках и способностях, а в физиологии.
Умение концентрироваться. Важный нюанс: ребенок в 6-8 лет может концентрироваться на одной задаче в течение 12-18 минут. Для первоклашки высидеть 30, а тем более 45 минут – это само по себе испытание. А ему при этом еще надо слушать и понимать учителя, выполнять задания, следить за своим поведением.
Расскажите ребенку про разные методы, которые помогают сосредоточиться вам: таймер, деление одной большой задачи на несколько простых, составление плана.
Напоминайте о необходимости отдыха и следите, чтобы в жизни ребенка было достаточно активности: после занятий важно провести время в движении – на игровой площадке, в спортивной секции или на прогулке.
Экранное время. Детей с нарушениями речи сегодня больше, чем 50 лет назад. Некоторые исследователи связывают эти проблемы с появлением в жизни малышей гаджетов. Совсем убрать экраны вряд ли получится, но контролировать их присутствие в жизни ребенка родители могут.
Но даже если убрать телефон, планшет или телевизор не получается, можно сделать взаимодействие с ними полезнее: например, при просмотре мультфильма обсуждать сюжет и эмоции ребенка, приложения подбирать развивающие, с хорошей четкой озвучкой речи героев на экране – чтобы у дошкольника был правильной пример произношения определенных слов.
Как понять, что в 1 класс пока рановато
Не может сконцентрироваться. Если ребенок не может заниматься одним делом в течение 10-15 минут, в школе ему будет очень тяжело. Чтобы разобраться в причинах, лучше обратиться к специалистам.
Нет навыков самообслуживания. В школе нет воспитателей, которые будут застегивать пуговицы и зашнуровывать шнурки, помогать есть суп и следить за потерянными вещами. Первокласснику всё это надо будет делать самостоятельно. И лучше заранее его этому учить.
Не знает имен и фамилии родителей, домашний адрес, не ориентируется во временах года, в сутках и в пространстве.
Не развита крупная моторика. Ребенок не умеет стоять на одной ноге, прыгать через скакалку, ловить мяч, постоянно спотыкается и задевает разные предметы… Крупная моторика – это фундамент. Ее недостаточное развитие будет мешать ребенку сидеть на уроках, красиво писать, ориентироваться в пространстве.
У ребенка задержка речевого развития. Здесь мы говорим не об отсутствующих звуках, а о реальном диагнозе, о котором родителям, как правило, сообщают задолго до школы.
Психологическая неготовность. Это может быть и обычное нежелание идти в школу из-за несформированной пока учебной мотивации, и последствие перенесенного стресса – переезда, рождения младшего ребенка, развода родителей и т. д.
Подготовлено по информации mel.fm.
Кстати,
если дошкольник не выговаривает какие-то звуки, это не значит, что он не готов к школе. С такими логопедическими проблемами ребенок сможет учиться, но ему параллельно с обучением в школе придется работать и над постановкой звуков, а это дополнительная нагрузка. Поэтому решать эту проблему специалисты рекомендуют до школы.
Последние новости





{{commentsCount}}
Комментариев нет