Сохранить родные языки
В многообразии и взаимообогащении культур заключаются сила и красота России
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке среди обучающихся общеобразовательных организаций КЧР.
Главной целью конкурса, как пояснила во вступительном слове на церемонии награждения победителей и призеров этого творческого состязания министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, является формирование положительного отношения подрастающего поколения к русскому и родным языкам, культурным традициям народов РФ.
«Сегодня в нашей республике благодаря поддержке Главы КЧР Рашида Темрезова очень многое делается для поддержки и развития родных языков: издаются учебники, вещают радио, телевидение, издаются газеты на родных языках, театрами республики ставятся спектакли на пяти языках, в школе родной язык изучается с первого класса. Для первоклассников печатаются прописи и буквари. А наши учебные пособия благодаря работе республиканского института повышения квалификации работников образования вошли в федеральный перечень учебников, и с нового учебного года наши дети будут заниматься по новым учебникам по родному языку и родной литературе. А еще в этом году у нас начнут работать этнокультурные смены в загородных и пришкольных лагерях», – сообщила Инна Владимировна.
«Мы не первый раз участвуем в этом конкурсе, который проводится с 2020 года Институтом развития родных языков РФ совместно с Министерством просвещения РФ. И популярность его растёт. В этом году на региональный этап поступило 157 работ, в итоге определено 44 победителя и 12 призеров, занявших четвертое и пятое места, – отметила министр. – Причем 19 ребят написали сочинения, которые набрали, по оценке жюри, высшие баллы и признаны лучшими. Работы 12 школьников отобраны для участия в финальном этапе конкурса в Москве».
Участниками федерального этапа конкурса стали: Алана Асхакова (СОШ № 14 с. Кичи-Балык), Санита Братова (СОШ № 3 Черкесска), Милана Каракаева (СОШ а. Эркен-Халк), Рита Каргаева (гимназия а. Кош-Хабль), Айна Керейтова (СОШ а. Эркен-Юрт), Дарина Кидакоева (СОШ а. Псаучье-Дахе), Ренат Кишмахов (Центр образования а. Кара-Паго), Ибрахим Коркмазов (СОШ № 2 с. Учкекен), Ануар Мешезов (СОШ а. Жако), Наира Нанаева (СОШ № 2 а. Али-Бердуковского), Марьям Узденова (СОШ № 3 ст. Преградной) и Амина Чотчаева (СШ № 2 г. Теберды).
Прежде чем перейти к церемонии награждения, Инна Кравченко выразила благодарность учителям, которые помогли детям раскрыть свой потенциал, а также членам жюри за их объективность и активную работу.
А затем призеры и победители стали получать заслуженные награды.
Алана Темирджанова из СШ № 5 города Карачаевска написала сочинение про русский фольклор на карачаевском языке и завоевала диплом победителя 2 степени. По её мнению, русская культура и фольклор – это живая душа народа, отражение его истории, мировоззрения и духовных ценностей. Это и наше наследие, которое мы должны бережно хранить и передавать следующим поколениям. Алане было легко писать об этом на карачаевском языке, ведь родной язык в их школе преподает ее любимая учительница Мадина Магомедовна Кубанова. Но думала ли Алана, что выиграет? «Надеялась, – ответила девочка. – Это была большая работа. Я не знала, что сумею победить, но очень рада результату».
Ануар Мешезов из аула Жако написал о своем прапрадеде Азамате, пропавшем без вести во время войны. Сочинение, полное скорби и надежды, тронуло жюри до глубины души. В каждой строчке чувствовались боль утраты и неугасимая вера в то, что память о прапрадеде жива и будет жить в сердцах потомков. Ануару рассказывал о его прапрадеде, о его силе, мудрости и доброте отец.
Война – жестокая мясорубка, перемоловшая судьбы миллионов. Сколько таких воинов, как Азамат Мешезов, чьи имена остались лишь на пожелтевших фотографиях и в обрывочных воспоминаниях родных! Но их подвиг, безымянный и героический, навсегда вписан в историю страны. Ануар пишет, что долгие годы семья искала информацию о судьбе Азамата, но все поиски оставались безуспешными. Архивные запросы, обращения в поисковые отряды – все тщетно. Семья Мешезовых не теряет надежды узнать правду о судьбе своего прапрадеда. Эта история – напоминание о том, что война не заканчивается с подписанием мирного договора. Она продолжает жить в сердцах тех, кто потерял своих близких, и требует от нас памяти и уважения к героям.
Сабир Катаганов из СОШ п. Эркен-Шахар тоже написал о войне. О том, как его тетя и дядя поехали в Ростовскую область искать могилу прадедушки. И они нашли ее и перезахоронили останки прадедушки в братскую могилу, где лежали его товарищи. Они взяли воду из Малого Зеленчука, землю и камень с его двора, налили воду на могилу, посыпали землей и положили камень на могилу. Этот ритуал, исполненный с любовью и уважением к памяти предка, для семьи Катагановых был очень важен. Они вернули дедушку домой, пусть и символически, соединив его с родной землей и водой. В этом проявилась глубокая связь поколений, стремление сохранить память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Подобные истории, собранные в школьных сочинениях, складываются в мозаику народной памяти. Каждая из них – маленький осколок большой истории, пережитой страной. В этих рассказах – боль утраты, гордость за подвиги предков и надежда на мирное будущее. А ученики, записывая воспоминания своих близких, сами становятся хранителями этой памяти, передавая ее следующим поколениям.
Ренат Кишмахов из аула Кара-Паго в своём сочинении рассказал о том, что нужно сохранять фольклор и традиции: танцы, обрядовые песни, сказки. Ренат подчеркнул, что фольклор – это не пережиток прошлого, а живая нить, связывающая поколения. В танцах и песнях заключена мудрость предков, их взгляд на мир, их радости и печали. Сказки же, по мнению Рената, учат добру и справедливости, формируют нравственные ориентиры.
Он также отметил, что знакомство с культурой других народов – это обогащение собственного мировоззрения. Например, Масленица, увиденная Ренатом в русской деревне, поразила его своей самобытностью и красочностью. Блины, хороводы, игры – все это создавало атмосферу веселья и единения.
В своем сочинении Ренат выразил надежду, что молодое поколение будет бережно хранить традиции своего народа и с уважением относиться к культуре других народов, ведь в многообразии и взаимообогащении культур заключаются сила и красота России. Он призвал всех изучать фольклор, участвовать в обрядах и праздниках, чтобы не утратить связь с прошлым и строить будущее на прочном фундаменте культурного наследия.
Кстати,
в 2025 году участникам конкурса было предложено 10 тематических направлений, в которых каждый ребенок мог найти свою тему и попытаться показать и раскрыть свои способности. Соревновались ребята в 4 возрастных группах: 4-5 класс, 6-7 класс, 8-9 класс и 10-11 класс.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет