Актёр без фантазии – пустышка
В этом убежден заведующий отделением республиканского колледжа культуры и искусств Аслан Астежев


В последнее время отделение актёрского искусства республиканского колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова всё чаще упоминается в творческой среде. Выпускники отделения успешно выступают на разных сценических площадках, приятно удивляя зрителя тем, что органично вписываются в культурный контекст региона.
Вот уже три года это отделение возглавляет актёр Русского театра драмы и комедии КЧР Аслан Астежев, отдавая преподавательскому делу всю свою душу.
– Я, прежде всего, актёр, влюблённый в свою профессию. Преподавание для меня – это форма и способ делиться с другими наработанными опытом, привычками, знаниями, которые я постоянно пополняю из любых источников, – говорит он. – Я – играющий тренер, который сам выходит на поле. Поэтому я очень заинтересован, чтобы мои дети после выпуска выходили со мной на одну сцену и играли на одном дыхании.
Аслан Мугидович так и говорит – «мои дети», и это не фигура речи:
– Я люблю каждого студента, каждый из них – мои крылья, моя гордость, за каждого из них душа болит. Я переживаю за их настоящее, за их будущее!
Это будущее для выпускников Аслан Мугидович пытается устроить сам – он договаривается о трудоустройстве своих подопечных с филармонией, с театрами, где давно нужна молодёжь, с директорами школ, где введён предмет «театральный кружок». Поэтому после выпуска практически все ребята трудоустроены.
За три года своей работы в качестве завотделением Аслан Мугидович выпустил 12 человек, и у каждого есть работа – разве это не прекрасно? Всего же на четырёх курсах отделения учатся 38 человек.
Астежева радует, что за эти три года на треть увеличилось количество бюджетных мест – раньше было 8 мест, сейчас стало 12. Радует то, что в последнее время идёт строгий отбор на отделение. Потому что без жёсткого отбора уже на первом курсе кто-то выдыхается, кто-то перегорает, кто-то уходит, не выдержав нагрузки…
Главная задача, которую Астежев ставит перед собой, – это влюбить в театр каждого из своих студентов, как в своё время влюбил его самого народный артист РФ Хасан Биджиев. Добивается Аслан Мугидович этого трепетного отношения к выбранной профессии разными способами, причём, на первый взгляд, далёкими от искусства.
– Я хочу, чтобы мои студенты были готовы помочь друг другу, стали единой театральной семьёй, как это было в моё время. Многие из моих однокурсников служат в театрах Карачаево-Черкесии, и все они для меня очень близкие и родные люди. Это Нина Захарова, Ия Комаревцева, Юлия Турубарова из русского театра, Энвер Дотдуев из карачаевского, Диана Каблахова из абазинского…
Большое подспорье в работе – активно возрождающийся сейчас студенческий театр, где Астежев со своими студентами уже поставил две сказки: «Летучий корабль» и «Бременские музыканты». Причём к участию в последней подключились студенты всего колледжа. Одни танцевали, другие пели, третьи играли на музыкальных инструментах.
А студенты Астежева настолько самозабвенно включились в постановку, что первокурсник Геннадий Швыдко, игравший Пса, специально выучился играть на барабанах.
– Вот так увлекательное занятие перерастает в самозабвенную преданность искусству, которое становится делом и смыслом твоей жизни, – убеждён Астежев. – Эту преданность актерскому ремеслу продемонстрировали в этом году на выпускных экзаменах шесть наших студентов, которые просто блестяще защитились, и четверо из них даже получили красный диплом.
Чтобы получить красный диплом, надо преуспевать на протяжении четырёх лет обучения по всем предметам, таким как актёрское мастерство, сценическая речь, танцы, основы режиссуры, история театра, история отечественной драматургии, сценическое движение и фехтование, психология и др… А успеваемость не мыслима без дисциплины. К слову, она у Астежева на отделении при всей его мягкости – рабочая, жёсткая. Настолько, что за несоблюдение этой дисциплины он даже отчислил своего племянника.
– Я – сторонник классической театральной школы с её великими драматургами и режиссёрами. Немирович-Данченко, Станиславский, Чехов, Олег Табаков, у которого я учился в Москве… Что такое театральная школа? Это уникальное и в то же время общепонятное искусство изображения драматических произведений на сцене. Причём в классической интерпретации, а не в абсолютно не приемлемом для меня театре абсурда, скажем, – делится Астежев.
Он искренне радуется, что один из его выпускников, актер черкесского театра Шамиль Шебзухов, который прошёл прослушивания на актёрское отделение ГИТИСа в ходе реализации проекта «ГИТИС-Юг», будет учиться именно классическому мастерству.
– Я чувствую гордость за него. Впрочем, как и за каждого из своих студентов, с которыми доводится играть на одной сцене. Особенно когда вижу, что не зря был с ними строг, что ребята полностью оправдывают выражение «тяжело в учении – легко в бою». Эта лёгкость меня радовала, когда в спектакле «Барышня-крестьянка», поставленном черкесским театром, главные роли играли два моих выпускника – Шамиль Шебзухов и Кямран Хакунов. Значит, не зря я отдаю всего себя преподавательской работе!
Но всё ли так безоблачно на отделении актёрского искусства?
Как выяснилось, государственный стандарт образования меняется, выравнивается учебный план, а от детей требуется очень много самостоятельной работы.
– К сожалению, дети разучились работать самостоятельно, то есть прорабатывать сценическую речь, репетировать, самообразовываться. Но главная беда в том, что нынешние дети не читают! – сокрушается Аслан Астежев. – А чтение – это главный фактор, развивающий у человека фантазию. Актёр без фантазии профнепригоден, он пустышка, потому что он никогда не впишется в предлагаемые режиссёром обстоятельства. Я в детстве и отрочестве не просто читал – я сам становился и Зорро, и капитаном Немо, и мушкетёром, и на луну отправлялся, и вокруг света, и к центру Земли… Дети сейчас привыкли к готовой визуализации, им не нужно домысливать, фантазировать, мечтать – у них клиповое мышление.
Поэтому, чтобы лучше запоминать тексты, вживаться в образы, Астежев постоянно требует от студентов, чтобы те постоянно читали художественную литературу, хотя бы классику.
Он уверен: в один прекрасный день у ребят проснётся душа, и персонаж, которого они играют, осветится чистым светом юности.
– А как иначе? Без души невозможно находиться в актёрской профессии. Не отдав делу всего себя, успеха не добьёшься, к сердцу зрителя дорожку не найдёшь. Ведь только сделанное с душой украшает всю нашу жизнь, – итожит Аслан Астежев.
Последние новости

{{commentsCount}}
Комментариев нет