Эх, прокачусь-ка с ветерком!
Средства индивидуальной мобильности - новый вызов транспортной политике в нашей стране
Совсем недавно в России был настоящий бум на гироскутеры и моноколеса: они обладали высокой маневренностью, ездить на них можно было даже по тротуару, ловко лавируя между прохожими.
Их пик популярности как электротранспорта прошёл, и на смену гироскутерам пришли электросамокаты.
Самый популярный вид передвижения
Так считают многие молодые люди, с кем мы беседовали на улицах республиканского центра.
– Когда я иду на учебу, бывают пробки, автобусы задерживаются. Поэтому самокаты – хорошее решение, – считает студент медицинского колледжа Арафат Чотчаев.
Студентка КЧГА Амалия Байрамукова недавно освоила этот вид транспорта, и тоже довольна.
– Я живу далеко от академии, мне приходилось долго ждать троллейбус или вызывать такси, – рассказывает Амалия. – Многие мои друзья пользуются услугами проката самокатов, решила тоже попробовать. Я довольна, меня все устраивает – и цена, и возможность быстро добраться до академии.
В республиканской столице прокатом электросамокатов занимается компания «Юрент». Работает недавно, с марта 2025 года. Сегодня в этой фирме 200 электросамокатов. И это пока. Рынок будет увеличиваться – популярность электросамокатов в России постоянно растёт. В первом квартале 2024 года продажи этого вида транспорта в нашей стране выросли почти в два раза. По прогнозам экспертов в ближайшие несколько лет объём продаж будет увеличиваться на 20-30 процентов ежегодно. Этому несколько причин. Во-первых, новые модели электросамокатов будут иметь более мощные аккумуляторы, обеспечивающие дальность хода до 100 км на одном заряде. Во-вторых, наблюдается рост спроса не только у молодежи, но и более старших возрастных групп. Это связано с расширением ассортимента моделей, доступных для разных категорий пользователей. Да и цены на услуги весьма приемлемые – от двухсот рублей и выше.
Быстрая езда чревата последствиями
Что и говорить, удобная вещь эти самокаты. Удобная – то удобная, но, как и любой транспорт, достаточно опасная – по данным МВД России в прошлом году аварийность с участием электросамокатов выросла почти на 43 процента, количество погибших – на 25 процентов. Всего в 2024 году было зафиксировано более четырех тысяч ДТП, в результате которых погибли 54 человека, в том числе 6 детей.
Несчастные случаи происходят и в Карачаево-Черкесии. Об этом хорошо знают в травматологическом пункте города Черкесска – сюда за помощью обращаются десятки пострадавших.
– Практически ежедневно к нам обращаются не только молодые, но и лица пожилого возраста, – рассказывает заведующий травматологическим пунктом ЧГКБ Александр Шинкаренко. – Начиная от ушибов, ссадин и заканчивая более тяжелыми травмами – переломами, вывихами, сотрясением головного мозга.
Основные причины травматизации – превышение разрешенной скорости движения, невнимательность и пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения.
– Последний раз обращался к нам молодой парень. Он катался на самокате, не рассчитал скорость и ударился о бордюр. Получил серьезную травму, и восстанавливаться будет долго, – говорит Шинкаренко. – Также недавно обращалась к нам женщина пожилого возраста, которую сбил молодой человек на перекрестке улиц Умара Алиева – Ленина. Она получила ушибленную рану надбровной дуги с рассечением кожи.
Новые правила использования
Печальная статистика сподвигла российских законодателей ввести правила использования электросамокатов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2022 г., электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и их аналоги получили особый статус.
– В настоящее время они характеризуются Госавтоинспекцией как СИМ – средство индивидуальной мобильности, – рассказывает начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции МВД по КЧР Олег Камов. – Мы прорабатываем меры реагирования при нарушении правил дорожного движения – спешивания, движения в жилых зонах, скверах и парках.
Основные правила езды на электросамокатах содержатся в статье 24 действующей редакции Правил дорожного движения.
Их много, назовем лишь некоторые из них. В кратком изложении они выглядят так. Разрешается перемещаться на электросамокатах исключительно по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Максимальная разрешённая скорость езды – 25 км/ч. Есть и категорические запреты. Например, запрещено передвижение вдвоём, использование мобильного телефона в процессе езды, перемещение по проезжей части дороги. Чтобы ее пересечь, нужно пользоваться пешеходным переходом и вести самокат рядом с собой.
Без нарушителей не обходится
Однако сознательных пользователей самокатов в нашем городе немного. Прокатиться с ветерком подростки любят. А вот то, что при этом они нарушают правила, даже не задумываются. На наших глазах инспектор ГАИ остановил двоих подростков, которые с удовольствием катались вдвоем на одном самокате.
– Мы не знали, что так делать нельзя, – удивляются мальчишки. – Все наши друзья так катаются.
– Да, это самая распространенная проблема сегодня, – вздыхает представитель компании «Юрент» в Черкесске Марат Кииков. – Очень часто подростки катаются по два, по три или даже по четыре человека, а ведь самокаты рассчитаны только на одного. Когда по 2-3 человека пытаются встать и поехать, они крылья ломают, стойки, потому что они достаточно хрупкие.
– А как вы боретесь с этими нарушениями, – интересуемся у менеджера.
– Только вживую, потому что дистанционно мы никак это не можем регулировать. Если видим факт нарушения, стараемся пресекать.
Ездить на электросамокатах могут все россияне вне зависимости от возраста, только для самых юных участников дорожного движения прописаны отдельные ограничения. Дети в возрасте до семи лет должны передвигаться на электросамокатах только в сопровождении взрослых. С 14-летнего возраста на них распространяются те же правила, что и на совершеннолетних. И еще – мощность электродвигателя самоката не должна превышать 250 Ватт, нельзя превышать скорость выше 25 км/ч. В ином случае такое средство передвижения будут считать мопедом, а для управления им требуются водительские права категории «М».
– В процессе регистрации мы узнаем данные, которые вводит человек. И если ему нет 18 лет, доступ к самокатам мы не предоставляем. Но люди обходят эту систему – дети берут у родителей данные карты, вводят их номера телефонов, – рассказывает Марат. – Поэтому проводим встречи с подростками, с родителями, объясняем правила пользования.
Наказания ужесточают
Такая проблема существует не только в Карачаево-Черкесии, поэтому правила для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в России постепенно расширяют и ужесточают.
– За нарушения правил использования СИМ наступает административная ответственность. За нарушение неспешивания на пешеходном переходе и создание помех другим участникам дорожного движения – статья 12.29 КоАП РФ – предусмотрен штраф в размере 800 рублей, – говорит Олег Камов. – Такую же сумму заплатят за перемещение двух и более человек на одном СИМ. Если нарушение совершено в состоянии алкогольного опьянения, то штраф уже до 1500 рублей. Если пострадал другой участник движения, самокатчик должен будет заплатить 1,5 тысячи рублей.
По опросам, 81% жителей России согласны с тем, что популярность электросамокатов прямо влияет на рост аварийности. Ограничение скорости для самокатчиков поддерживают 82% опрошенных, запрет езды по тротуарам и пешеходным зонам – 33%.
Мнения разделились
Интересно, а как относятся к тем, кто катается с ветерком по улицам республиканской столицы, жители Черкесска?
– Плохо. Они не соблюдают правила дорожного движения, выскакивают на дорогу, – возмущается водитель Николай Рябчиков.
– Мне все равно, пускай катаются, – пожимает плечами Ирина Сидакова.
– Отрицательно отношусь. У нас на пешеходных переходах не все машины тормозят, а эти самокатчики всегда несутся, как угорелые, неровен час – собьют, – возмущается пенсионер Нина Игнатьевна.
– Просто в нашем городе нет места, где бы они ездили – на тротуарах нельзя, на проезжей части нельзя. Вот я недавно в Ставрополе была, там вдоль тротуаров есть специальные полосы, белой краской отделены, – говорит Исхак Гашоков. – Пусть и у нас такие сделают, чтобы молодежи было, где кататься.
Меры приняты, что дальше?
Кроме специальной полосы для езды на средствах индивидуальной мобильности существуют и другие проблемы – парковка в неположенных местах, превышение скорости. Чтобы решить их, в мэрии Черкесска регулярно встречаются с собственниками электросамокатов, сотрудниками Госавтоинспекции.
– МВД совместно с мэрией Черкесска прорабатывает вопрос по регулированию правил парковки, потому что очень часто наши граждане паркуются в неположенном месте, на проезжей части, создавая тем самым заторы, – говорит Олег Камов. – Поэтому мы регулярно проводим встречи с собственниками СИМ, на которых рассматриваем вопросы по ограничению движения в некоторых зонах.
– В настоящее время специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства разработан проект муниципального нормативного правового акта, который будет устанавливать единые правила использования средств индивидуальной мобильности, то есть самокатов. А так же определять порядок согласования мест их размещения – будут определены места, на которых запрещено расположение СИМ, а также территории, на которых будет введено полное ограничение на движение либо с максимальной скоростью не более 15 километров в час, – рассказывает начальник юротдела Управления ЖКХ мэрии г. Черкесска Эльдар Джандубаев.
В перечень таких территорий войдут, в первую очередь, парковые зоны Черкесска – Центральный парк, парк Победы, улицы, где особенно много пешеходов – Ленина, Первомайская, Красноармейская и другие.
– У нас есть запретные зоны внутри города, по улице Первомайской. Почему мы их вводим? Потому что там очень большой поток людей, детей очень много. Вот только не все граждане у нас законопослушные, все равно люди пытаются туда выехать, – говорит Марат Кииков. – Большая просьба ко всем жителям Черкесска – для безопасности ваших близких, ваших детей соблюдайте правила, не пытайтесь прокатиться там, где это запрещено!
Как рассказал Олег Камов, меры по пресечению таких правонарушений принимаются и собственниками СИМ, и сотрудниками ГАИ.
– Мы проводим выездные встречи с детьми и подростками, на которых разъясняем, как передвигаться на электросамокатах, какие травмы дети могут получить при нарушении правил дорожного движения, какое наказание за это последует, – рассказывает Камов. – Но одной нашей работы не достаточно – нужно, чтобы об этом своим детям говорили и родители.
С этим трудно не согласиться. Все мы хотим, чтобы наши дети жили долго и счастливо. И во многом это зависит от нас самих. Для начала не нужно торопиться исполнять любое желание ребенка. Например, просьбу подарить ему на день рождения крутой электросамокат или машину. Для начала стоит выучить с ребенком правила движения, и убедиться, что он будет их соблюдать.
Справка
С начала года в республиканской столице проведено 5 профилактических мероприятий по выявлению нарушений при использовании СИМ, составлено более 15 административных материалов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет