Государство должно быть не над обществом, а с ним
Кадровая политика на Кавказе: от аманатства к новым вызовам
В рамках первого регионального форума Общественной палаты КЧР, который собрал представителей общественности, власти, науки и культуры, был поднят широкий спектр вопросов, касающихся гражданской активности, социальной ответственности и межнациональных отношений. К этому событию доктор экономических наук, член Общественной палаты КЧР Шагабан Тоторкулов подготовил содержательный доклад.
Кавказ как зеркало имперской политики
По мнению докладчика, современная Россия нуждается в переосмыслении взаимодействия между государством и обществом, особенно в стратегически важных регионах, таких как Северный Кавказ. Создание устойчивых институтов гражданского общества – это не только элемент демократии, но и ключ к единству страны, снижению социальной напряженности и укреплению многонационального государства. Для этого необходимы активная общественная инициатива и четкая государственная политика.
«На Северном Кавказе, где долгие столетия господствовал культ силы, надо провести неимоверную работу, чтобы можно было говорить о гражданском обществе и толерантных отношениях. Но с другой стороны, все мы (в том числе и Кавказ) живем в едином государстве, определившем своей целью строительство демократического общества, т. е. мы должны говорить о государственной политике по укреплению идентичности и гражданского согласия в современном российском обществе, государстве. Здесь возникает проблема эффективного управления гражданским обществом в многонациональной Российской Федерации», – считает автор.
Если говорить о государстве, то это политическая форма устройства общества на определенной территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все население страны.
Из выступления следует, что Россия в течение столетий решала сложнейшие задачи по интеграции народов Кавказа. Одним из элементов этой политики была практика «аманатства», когда представители кавказских аулов и тейпов направлялись в русские города на обучение и воспитание.
Эти молодые люди становились частью российской элиты, сочетая национальную идентичность с государственным мышлением. Их участие в жизни региона и государства демонстрировало важность кадровой политики как инструмента интеграции и развития.
По мнению автора, в наши дни эта системная работа утрачена. Представительство народов Северного Кавказа во властных и силовых структурах России находится на крайне низком уровне. Речь не о квотах – речь о системе подготовки элиты, которая сможет стать носителем и проводником государственной идеологии и интересов в регионах. Российское общество должно готовить руководителей с государственным уровнем мышления – не «региональных активистов», а федеральных деятелей, способных управлять сложной многонациональной системой.
«Как справедливо отмечает общественный деятель Максим Шевченко, попытка ограничить кавказскую элиту рамками региона ведёт к социальной перегрузке. Это, в свою очередь, угрожает устойчивости всей государственной системы. Стратегическая цель – вернуть Кавказу роль полноправного участника общефедерального диалога», – говорит Тоторкулов.
Перспективы и практические шаги: что нужно делать уже сегодня?
Автор доклада помимо обозначения проблем предлагает и решения, к примеру, формирование будущей элиты. Тоторкулов считает, что государству необходимо разработать и внедрить долгосрочную кадровую программу по подготовке управленцев из числа представителей всех народов России, включая Северный Кавказ.
«Это не должен быть жест квотирования – это должен быть механизм развития устойчивого государственного мышления у молодых людей. Такая программа может включать в себя: отбор перспективной молодежи в регионах на конкурсной основе; целевое направление в федеральные вузы с приоритетом на госуправление, экономику, право, безопасность; создание межрегиональных школ лидерства; обязательную стажировку в федеральных структурах с последующим возвращением в регион», – уверен Шагабан Муссаевич.
По его мнению, эти шаги позволят преодолеть пропасть между центром и регионами, между гражданской инициативой и государственной системой.
Кроме того, автор предлагает разработать модель «опекающего государства» для институтов гражданского общества.
«Сегодня, когда институты гражданского общества слабо структурированы, а в некоторых регионах представлены преимущественно формально, необходима новая модель – партнёрская, но управляемая. Это должно быть «опекающее государство, которое: не навязывает форму, но поддерживает содержание; предоставляет финансирование на конкурсной основе; помогает в обучении, цифровизации, юридическом сопровождении; обеспечивает обратную связь и аналитическую поддержку», – говорит докладчик.
Особый же акцент стоит сделать на развитии антикоррупционных, экологических, социально-поддерживающих и образовательных НКО – структур, способных реально влиять на качество жизни.
Что касается развития местного самоуправления как опоры гражданского общества, автор работы полагает, что муниципалитеты – это первая линия взаимодействия граждан и власти. Однако сегодня их потенциал практически не используется.
«Важно расширить бюджетную самостоятельность муниципалитетов, ввести обязательное общественное участие в ключевых решениях (муниципальные советы, народные слушания, участие НКО), создать региональные «центры поддержки гражданских инициатив», работающие при администрациях субъектов. Где есть участие – там есть ответственность. Где есть ответственность – там возникает доверие», – уверен Тоторкулов.
Также из доклада следует, что религиозные организации играют важную роль в жизни населения, но их доминирование в сфере общественной активности может привести к искажению гражданского баланса.
По его мнению, информационное поле играет колоссальную роль в формировании общественного сознания.
«Именно через СМИ формируются установки, образы, ожидания. Поэтому необходимо: создавать региональные платформы, транслирующие позитивный опыт участия граждан в развитии регионов; поддерживать федеральные медиа, которые объективно освещают жизнь республик Северного Кавказа; противостоять искаженному освещению событий, создающему атмосферу изоляции и отчуждения», – сказал Тоторкулов.
Таким образом, из доклада следует, что формирование сильных институтов гражданского общества – это не роскошь демократического общества. Это необходимое условие выживания России как многонационального, многоконфессионального государства.
Государство должно быть не над обществом, а с ним. Оно должно вести за собой, но не тянуть насильно.
Стоит отметить, тема, которую затронул Тоторкулов, уже давно стоит острой. Северный Кавказ – это не просто регион с богатой историей, этническим многообразием и сложным прошлым.
В своем докладе Шагабан Муссаевич подчеркивает неразрывную связь власти и кадров, акцентируя на необходимости равноправного представительства Северного Кавказа в управленческих структурах для устойчивости государства. Он указывает на слабую роль гражданского общества и отсутствие активных платформ для диалога, что приводит к стагнации. Многообразие рассматривается как ресурс, а не угроза, и подчеркивается важность интеграции кавказской идентичности в общую российскую. Вывод: необходимо системное и смелое действие для создания единой и сильной страны, учитывающей интересы и потребности периферии, особенно Северного Кавказа.
Факт
Национальная интеллигенция принимала самое деятельное участие в создании Карачаево-Черкесской автономной области. На общем съезде жителей Баталпашинского отдела 26 ноября 1921 г. были приняты основные документы для предоставления во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) РСФСР по вопросу организации области. В Москву была направлена делегация во главе с Умаром Алиевым.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет