День республики № 78 от 17.07.2025

Государство должно быть не над обществом, а с ним

Кадровая политика на Кавказе: от аманатства к новым вызовам

17 июля в 08:15
2 просмотра
Участники первого регионального форума Общественной палаты КЧР
Участники первого регионального форума Общественной палаты КЧР

В рамках первого регионального форума Общественной палаты КЧР, который собрал представителей общественности, власти, науки и культуры, был поднят широкий спектр вопросов, касающихся гражданской активности, социальной ответственности и межнациональных отношений. К этому событию доктор экономических наук, член Общественной палаты КЧР Шагабан Тоторкулов подготовил содержательный доклад.

Кавказ как зеркало имперской политики

По мнению докладчика, современная Россия нуждается в переосмыслении взаимодействия между государством и обществом, особенно в стратегически важных регионах, таких как Северный Кавказ. Создание устойчивых институтов гражданского общества – это не только элемент демократии, но и ключ к единству страны, снижению социальной напряженности и укреплению многонационального государства. Для этого необходимы активная общественная инициатива и четкая государственная политика.

«На Северном Кавказе, где долгие столетия господствовал культ силы, надо провести неимоверную работу, чтобы можно было говорить о гражданском обществе и толерантных отношениях. Но с другой стороны, все мы (в том числе и Кавказ) живем в едином государстве, определившем своей целью строительство демократического общества, т. е. мы должны говорить о государственной политике по укреплению идентичности и гражданского согласия в современном российском обществе, государстве. Здесь возникает проблема эффективного управления гражданским обществом в многонациональной Российской Федерации», – считает автор.

Если говорить о государстве, то это политическая форма устройства общества на определенной территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все население страны.

Из выступления следует, что Россия в течение столетий решала сложнейшие задачи по интеграции народов Кавказа. Одним из элементов этой политики была практика «аманатства», когда представители кавказских аулов и тейпов направлялись в русские города на обучение и воспитание.

Эти молодые люди становились частью российской элиты, сочетая национальную идентичность с государственным мышлением. Их участие в жизни региона и государства демонстрировало важность кадровой политики как инструмента интеграции и развития.

По мнению автора, в наши дни эта системная работа утрачена. Представительство народов Северного Кавказа во властных и силовых структурах России находится на крайне низком уровне. Речь не о квотах – речь о системе подготовки элиты, которая сможет стать носителем и проводником государственной идеологии и интересов в регионах. Российское общество должно готовить руководителей с государственным уровнем мышления – не «региональных активистов», а федеральных деятелей, способных управлять сложной многонациональной системой.

«Как справедливо отмечает общественный деятель Максим Шевченко, попытка ограничить кавказскую элиту рамками региона ведёт к социальной перегрузке. Это, в свою очередь, угрожает устойчивости всей государственной системы. Стратегическая цель – вернуть Кавказу роль полноправного участника общефедерального диалога», – говорит Тоторкулов.

Перспективы и практические шаги: что нужно делать уже сегодня?

Автор доклада помимо обозначения проблем предлагает и решения, к примеру, формирование будущей элиты. Тоторкулов считает, что государству необходимо разработать и внедрить долгосрочную кадровую программу по подготовке управленцев из числа представителей всех народов России, включая Северный Кавказ.

«Это не должен быть жест квотирования – это должен быть механизм развития устойчивого государственного мышления у молодых людей. Такая программа может включать в себя: отбор перспективной молодежи в регионах на конкурсной основе; целевое направление в федеральные вузы с приоритетом на госуправление, экономику, право, безопасность; создание межрегиональных школ лидерства; обязательную стажировку в федеральных структурах с последующим возвращением в регион», – уверен Шагабан Муссаевич.

По его мнению, эти шаги позволят преодолеть пропасть между центром и регионами, между гражданской инициативой и государственной системой.

Умар Алиев и Асхат Биджиев играют в шахматы. 1928 год.
Умар Алиев и Асхат Биджиев играют в шахматы. 1928 год.

Кроме того, автор предлагает разработать модель «опекающего государства» для институтов гражданского общества.

«Сегодня, когда институты гражданского общества слабо структурированы, а в некоторых регионах представлены преимущественно формально, необходима новая модель – партнёрская, но управляемая. Это должно быть «опекающее государство, которое: не навязывает форму, но поддерживает содержание; предоставляет финансирование на конкурсной основе; помогает в обучении, цифровизации, юридическом сопровождении; обеспечивает обратную связь и аналитическую поддержку», – говорит докладчик.

Особый же акцент стоит сделать на развитии антикоррупционных, экологических, социально-поддерживающих и образовательных НКО – структур, способных реально влиять на качество жизни.

Что касается развития местного самоуправления как опоры гражданского общества, автор работы полагает, что муниципалитеты – это первая линия взаимодействия граждан и власти. Однако сегодня их потенциал практически не используется.

«Важно расширить бюджетную самостоятельность муниципалитетов, ввести обязательное общественное участие в ключевых решениях (муниципальные советы, народные слушания, участие НКО), создать региональные «центры поддержки гражданских инициатив», работающие при администрациях субъектов. Где есть участие – там есть ответственность. Где есть ответственность – там возникает доверие», – уверен Тоторкулов.

Также из доклада следует, что религиозные организации играют важную роль в жизни населения, но их доминирование в сфере общественной активности может привести к искажению гражданского баланса.

По его мнению, информационное поле играет колоссальную роль в формировании общественного сознания.

«Именно через СМИ формируются установки, образы, ожидания. Поэтому необходимо: создавать региональные платформы, транслирующие позитивный опыт участия граждан в развитии регионов; поддерживать федеральные медиа, которые объективно освещают жизнь республик Северного Кавказа; противостоять искаженному освещению событий, создающему атмосферу изоляции и отчуждения», – сказал Тоторкулов.

Таким образом, из доклада следует, что формирование сильных институтов гражданского общества – это не роскошь демократического общества. Это необходимое условие выживания России как многонационального, многоконфессионального государства.

Государство должно быть не над обществом, а с ним. Оно должно вести за собой, но не тянуть насильно.

Стоит отметить, тема, которую затронул Тоторкулов, уже давно стоит острой. Северный Кавказ – это не просто регион с богатой историей, этническим многообразием и сложным прошлым.

В своем докладе Шагабан Муссаевич подчеркивает неразрывную связь власти и кадров, акцентируя на необходимости равноправного представительства Северного Кавказа в управленческих структурах для устойчивости государства. Он указывает на слабую роль гражданского общества и отсутствие активных платформ для диалога, что приводит к стагнации. Многообразие рассматривается как ресурс, а не угроза, и подчеркивается важность интеграции кавказской идентичности в общую российскую. Вывод: необходимо системное и смелое действие для создания единой и сильной страны, учитывающей интересы и потребности периферии, особенно Северного Кавказа.

Факт

Национальная интеллигенция принимала самое деятельное участие в создании Карачаево-Черкесской автономной области. На общем съезде жителей Баталпашинского отдела 26 ноября 1921 г. были приняты основные документы для предоставления во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) РСФСР по вопросу организации области. В Москву была направлена делегация во главе с Умаром Алиевым.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
2025 аманатство государственная политика государственная система госуправление гражданская активность гражданское общество гражданское согласие доклад доктор экономических наук институты гражданского общества кавказская элита кадровая политика кадровая программа КЧР Максим Шевченко межнациональные отношения национальная идентичность общественная инициатива Общественная палата КЧР общественный деятель органы местного самоуправления подготовка управленцев поддержка гражданских инициатив развитие гражданского общества развитие местного самоуправления региональный форум религиозные организации российское общество Северный Кавказ социальная ответственность Тема дня укрепление общероссийской гражданской идентичности формирование общественного сознания форум Шагабан Тоторкулов