Феерия во Владикавказе
В Северной Осетии прошел Всероссийский театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой»
Фестиваль завершился в воскресенье поздно вечером потрясающим многочасовым концертом на площади Свободы. Фестиваль стал огромным событием для всего региона.
Неделю с хвостиком Владикавказ был погружен в калейдоскоп культурных событий невероятного масштаба и красочности. В них так или иначе принимал участие весь город и его многочисленные гости: кто-то ограничился созерцанием развеселого «Парада физкультурников», кто-то посещал бесплатные показы уличных коллективов в уютном парке Хетагурова, ходил послушать лекции (в этом году образовательная программа была на высоте), а кто-то – ходил на театральные показы приехавших в город коллективов. И самим духом фестиваля, его особой позитивной энергией был охвачен весь город – от и до.
Дом Вахтангова
Почему фестиваль уже второй год проходит во Владикавказе – понятно. Именно тут родился Евгений Вахтангов, фантастически талантливый режиссер, перевернувший представление мира о театре. Тут он мечтал о будущем и строил амбициозные планы на жизнь, которая оказалась у него, увы, такой короткой… И вот, после долгих лет безрадостного существования, дом Вахтангова, что стоит на улице Армянской, 2, родился во второй раз и ожил в прямом смысле слова. Да, он дышит, как живой, и хвастается (имеет право) как раздобытыми вахтанговцами раритетами, так и своей «продвинутостью»: как Вахтангов когда-то совместил основы учений великих театральных реформаторов, Станиславского и Мейерхольда, так и верные его памяти вахтанговцы умудрились в стенах этого дома-памятника соединить дух старины и современные музейные наработки. Стоит лишь подняться по лестнице и увидеть старые двери, которых когда-то касались руки Евгения Вахтангова, чувствуешь – живое пространство! А потом буквально проваливаешься в прошлое, но опять-таки не без помощи современных технологий – интерактивного стола и панелей. Кроме того, тут всех ждут фотографии, документы, бесценные раритеты – в общем, музей получился на славу. Кстати, размышляя над его убранством, знаменитый художник Максим Обрезков обращал внимание даже на цвет и рисунок обоев, восстанавливая их по популярным в ту пору образцам из каталогов.
…К тому моменту, когда вахтанговцы начали восстановление дома, он фактически уже не существовал: на фотографиях отлично видны… руины. Более-менее целыми остались только две стены. Но директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок давно проявил себя как сверхграмотный управленец и решил, что дом гения и отца-основателя театра в таком печальном виде существовать не должен.
– Мы вложили сюда деньги, которые заработали сами, – рассказывал он. – Тут ни копейки чужих денег нет, я и сумму могу назвать: три года назад мы потратили на его восстановление 250 миллионов рублей.
Наверху в доме открылась экспозиция, а внизу – уютное арт-кафе, в котором теперь кипит жизнь и фактически ежевечерне проходят концерты. На хозяйстве – влюбленные в Дом Вахтангова замдиректора по филиалу Екатерина Маслихова и помощник директора по творческим вопросам Мадина Атаева. Впрочем, влюблены в дом не только они, но и все, кто там оказывается. Жизнь в арт-кафе не пульсирует, а бьет ключом, втягивая в свой круг все большее количество людей. И дай Бог, как говорится!
Ну а потом родилась идея проведения театрального фестиваля. Все сошлось в этой точке: восстановленный дом, радушие осетин, их огромная тяга к культуре и искусству – театральному в том числе. Заметим: Владикавказ претендует на звание культурной столицы региона!
Дети улицы
Фестиваль этого года начался с забавного, веселого, бурного и реально неповторимого Парада физкультурников. Организаторы фестиваля и его гости прошлись по Владикавказу вслед за двумя огромными фигурами Евгения Вахтангова и Косты Хетагурова, сделанными из картона в Мастерской Картонии. Флаги, забавные плакаты, костюмы из картона – чего только не было в этом шествии радостных и счастливых людей! А потом пришло время показать своё искусство уличным театрам. О них можно было бы рассказать отдельно, это стоит того! Не могу сказать, что их программа в этом году была очень удачной. Однако надо признать, что зрители все коллективы восприняли на ура: благодарных гостей фестиваля не смущали поиски и эксперименты молодых и задорных ребят из столичной театральной компании «Трикстер», а воронежский коллектив «ВАУ» со своим представлением «Так бывало в старину» собрал в парке Хетагурова человек 500, не меньше, зрителей. В первый же день на площади «зажигал» и еще один коллектив из Москвы – творческое объединение музыкантов «Пакава Ить». Творчески переработанную историю «Сказки нашего времени», где все же сохранены следы поэзии Пушкина, восприняли на ура и дети.
Семерка лучших
В основной программе фестиваля этого года участвовало семь театров из разных уголков нашей страны. Директор фестиваля «Вахтангов. Путь домой» Алексей Никитин рассказал:
– Наша программа состоит из редких и удивительных работ лучших театральных коллективов страны. Главным девизом нашего фестиваля, наверное, можно назвать слово «удивлять» – это то, чего мы хотели и добивались: удивлять зрителей.
Что любопытно: никаких мест на этом фестивале никто никому не дает. Есть – приз. Его после каждого выступления вручал участникам фестиваля директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок – один или в паре с главным режиссером театра Анатолием Шульевым. Это копия памятника Вахтангову работы Александра Рукавишникова, что стоит на Арбате, у театра, посаженная на… кирпич! Но кирпич не простой: он XVIII века, из такого кирпича построен весь старый Владикавказ, включая дом Вахтангова. Приз – честно – очаровательный.
Итак, чуть подробнее о тех, кто оказался в основной программе фестиваля.
Пожалуй, самый известный широкой публике театр – это «Мастерская Петра Фоменко». «Фоменки» привезли искрометную «Женитьбу» – гоголевский шедевр, поставленный Евгением Каменьковичем, нечто среднее между буффонадой (умной) и кичем (без вульгарности). Сыграли ярко. Отличная работа.
Северо-Осетинский театр имени В. В. Тхапсаева показал спектакль «Послы гор» режиссера Гиви Валиева. Писатель Василий Цаголов – гордость Осетии, а действие его романа происходит в середине XVIII века. Тогда осетинское посольство отправилось ко двору Елизаветы Петровны, чтобы просить государыню о включении их в состав России.
В программе фестиваля оказались также два кукольных театра, очень разных. Казанский театр кукол «Экият» представил «Авиатора» режиссера Ильгиза Зайниева (по роману Евгения Водолазкина). Кстати, этот спектакль был высоко оценен «Золотой маской» и уже стал лауреатом нескольких фестивалей театров кукол. А веселые ребята из Рязанского государственного областного театра кукол рассказали по-своему сказку «Мэри Поппинс». К слову, этот театр – дважды лауреат премии Правительства РФ, обладатель «Золотой маски», готовится в 2027 году отметить свое столетие!
Разножанровость фестиваля не может не поражать. На нем показали даже мюзикл! «Дорогой мистер Смит» – очень милый и добрый рассказ… ну, конечно же, о любви! Поставил его Алексей Франдетти.
Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева привез потрясающий спектакль «Халхин Гол. Тангариг», поставленный режиссером Олегом Юмовым. Посвящен спектакль трагическим событиям – войне Японии и Монголии. А фактически соседи Кабардино-Балкарии (ну что такое 300-400 километров?) – калмыки (точнее Республиканский русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия) порадовали публику спектаклем «Чехов. Интродукция». Режиссер Александр Щеглов не только спектакль поставил, но еще и играет в нем замечательно.
Финальный аккорд
Заключительный концерт, поставленный Эльдаром Трамовым с участием массы звезд (включая Валерию, «На-На», Виктора Добронравова и других) продлился без малого пять часов. Люди не хотели расходиться. Артисты – уходить со сцены. Перед началом программы слово взял Глава республики Сергей Меняйло: Кирилла Крока наградили часами. Огненное шоу завершило концерт, и фестиваль простился со своими поклонниками на год. А Дом Вахтангова с его плотной афишей, кстати, никаких перерывов себе не устраивает – окажетесь во Владикавказе, непременно сходите туда на концерт, а там и до нового фестиваля будет рукой подать. И скажу так: по масштабу и уровню организации у этого фестиваля сегодня аналогов нет. Он вполне может стать главным культурным «хитом» Кавказа. Спасибо, что ты есть, фестиваль, и поклон вам, Евгений Багратионович, вы и спустя годы помогаете всем нам! На фестивале люди искусства общались, смотрели работы друг друга, делились впечатлениями.
Да, ну и о главном. А кто бы победил, если бы…? Вы знаете, не скажу. Но, думаю, это все же был бы бурятский «Халкин Гол…», заставивший плакать почти весь зал. И это было незабываемо.
Ольга КУЗЬМИНА,
обозреватель «Вечерней Москвы» – специально для «Дня республики».
Справка
Всероссийский театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой» проводится Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Целью фестиваля является увеличение значимости Северного Кавказа в едином культурном пространстве Российской Федерации, популяризация современного театрального искусства.
{{commentsCount}}
Комментариев нет