День республики № 87 от 07.08.2025

Ау, ты где, человек труда?

Актуальное интервью с директором Индустриально-технологического колледжа в Черкесске Ахматом Байрамуковым

7 августа в 08:14
9 просмотров

Российская экономика сегодня столкнулась с беспрецедентным дефицитом рабочей силы. Эксперты видят выход в синхронизации подготовки кадров с запросами рынка труда. На это направлен и федеральный проект «Профессионалитет».

– Ахмат Ибрагимович, наибольший рост потребности в кадрах в ближайшие годы ожидается в высокотехнологичных отраслях и промышленности, где требования к квалификации сотрудников постоянно растут. Очевидно, что необходимо формировать качественно новый подход к подготовке рабочих кадров. И ваше учебное заведение сегодня одно из тех, что призвано обеспечивать эту новую стратегию государства.

– Ситуация в системе среднего профессионального образования – это еще одно подтверждение цикличности. Мы сегодня ощутили острую нехватку квалифицированных рабочих кадров, и руководитель страны дал отмашку на развитие среднего профессионального образования. Безусловно, эпоха юристов-экономистов прошла. Сегодня, когда ведется специальная военная операция, стало необходимо возрождать наши заводы, в том числе заводы станкостроения. А надо сказать, что наше машиностроение производило такое оборудование в 50-х, 60-х, 70-х годах, которое до сих пор работает! Это у нас перестали их производить, а сами станки продолжают работать. И сегодня, конечно же, внимание среднему профессиональному образованию в части технических профессий. Не без гордости хочу сказать, что в лихие девяностые система среднего профобразования сохранилась в республике. И даже то, что один наш колледж дважды участвовал в программе по модернизации организации СКФО, говорит о многом. И мы уже создали мастерские, мы учим не на пальцах, не в воздухе руками разводим, мы учим непосредственно на макетах, на тренажерах, на оборудовании в разрезе, а после тренажеров уже переходим непосредственно на технику. И мы ни одного дня ненужным профессиям не обучали, ни одного дня. Совесть наша чиста перед родителями, перед их детьми, потому что нахождение их здесь, в стенах колледжа, это реальная востребованная профессия, они смело выходят за ворота колледжа, и это люди, умеющие работать руками, а значит, они уже могут обеспечить свой завтрашний день, семью создавать без оглядки на то, что там пообещают где-нибудь сверху или государство. Это и автослесари, и техники дорожных строительных машин, это организаторы производства в дорожной отрасли, в строительной отрасли. Ведь система среднего профессионального образования построена так, что сначала ты получаешь рабочую профессию, а потом уже становишься уровнем выше как организатор производства.

Так вот в технике дорожных строительных машин у нас рабочие профессии – это автогрейдерист, экскаваторщик, бульдозерист. Ну, понятно, сначала трактор, а потом пересаживаем. Техника есть, в плане модернизации мы и технику приобрели. Далее техника газоэлектросварки, электромонтаж силовых сетей оборудования, электрики. Ну и для девчат у нас, конечно, конструирование и моделирование швейных изделий: ателье – через одно – наша выпускница. Повара, повара-кондитеры тоже востребованы. Далее у нас парикмахеры, парикмахерское искусство, но мы сейчас набор по этой профессии прекращаем.

– Но почему? Легкий переизбыток?

– Нет, дело в том, что парикмахеры – в основном это городские девочки. Чтобы работать парикмахером, достаточно обучиться на трехмесячных курсах, получить сертификат, повесить его на стеночку – и ты профи. И девочки не хотят тратить 2-3 года на то, что можно уложить в 2-3 месяца.

– Я не знаю, анекдот это или нет, но мне как-то сказали лет 15 назад, что наш министр строительства знал в лицо всех наших сварщиков. И даже поздравлял каждого с днем рождения. И не потому, что такой хороший министр, а просто сварщиков тогда осталось пятеро на всю республику. Как я понимаю, сейчас ситуация немного улучшилась?

Чтобы выпускники выбирали рабочие профессии, нужны новые возможности для развития
Чтобы выпускники выбирали рабочие профессии, нужны новые возможности для развития

– Ситуация улучшилась, но незначительно. Она улучшится, когда сварщиков будут обучать в достаточном количестве. А у меня выпуск ежегодно 20-25 человек. Ну, что такое 25 человек? Мне руководители предприятий говорят: «Кого вы учите? Мы не видим ваших выпускников!» А я отвечаю: «Родные мои, чтобы видеть моих выпускников, вы должны прийти в колледж и создать условия на практике. Надо трехсторонний договор подписать: родители, если он не совершеннолетний, образовательное учреждение, предприятие. Доплачивай стипендию, привяжи его к себе, дай наставника, ну, тогда ты его увидишь». Сегодня это целевые договора, они уже есть.

– Каждый год вы выпускаете по 20 сварщиков? Так за пять лет это уже 100 человек.

– А сколько нужно? Сколько у нас станций техобслуживания, у нас сколько цехов? Но нет ни профориентации в школах, ничего. И мы с трудом набираем сварщиков. Да, когда придут, уже социализируются, уже они важняки, но менталитет же еще работает. Есть и иные проблемы. Наш колледж рассчитан на 300 обучающихся, но количество студентов было 647, даже на банку краски денег не выделяют, а в общежитии мы ломаем перегородки и своими силами делаем аудитории, меняем окна, наводим красоту, расширяемся. Наши мастерские, учебные классы, лаборатории на 50 процентов находятся в общежитии.

– Но это не дело… Ломать общежитие, чтобы классы делать?

– Да, да. Поэтому у нас надежда на «Профессионалитет». Это инициатива Министерства просвещения Российской Федерации, которая направлена на реформирование системы среднего профессионального образования. Он был запущен в 2022 году в рамках национального проекта «Образование», чтобы создать новые условия подготовки специалистов для ключевых отраслей экономики: промышленности, ИТ, сельского хозяйства и других. Проект призван сократить разрыв между образованием и реальными потребностями рынка труда. Мы подали заявку, но в этом году не прошли. На следующий год обязаны пройти, потому что направление машиностроения – это для нас прорыв. Почему машиностроение? Потому что все самые нужные, востребованные профессии входят в этот кластер машиностроения. Потому что сейчас все производственные линии абсолютно автоматизированы, и это киповцы, это токари, это фрезеровщики, которых действительно два человека на регион. Фрезеровщиков два и токарей два, им, естественно, по 70 лет, наверное. У нас есть договорённость с предприятиями «Кавказцемент», «Известняк», «Литокс», НВА, РТИ, «Каскад». Со всеми у нас уже есть предварительные договора, они участвуют в софинансировании. Сегодня предметно идет разговор по открытию филиала колледжа в Хабезском районе. Там большое производство Олега Аргунова. Мы с ним старинные друзья. И речь идет о том, что он открывает целый цех металлоконструкций, где будут резка металла, лазерная сварка и лазерная плавка. Он это хочет возродить, пригласил специалистов из Санкт-Петербурга, Москвы. Находит наших земляков и там.

– Но в любом случае, количество новых специальностей, по которым надо готовить, будет возрастать, и для этого уже сейчас надо готовить базу и расширяться, строить корпуса и общежития, а не приспосабливать общежития под аудитории…

– Надо. Надо. Но пока у нас застой. От нас требуют: «Давайте какие-то движения». Но, друзья мои, давайте тогда по-взрослому, давайте корпуса новые, новое оборудование, возможности для развития!

Справка

Российская экономика сегодня столкнулась с беспрецедентным дефицитом рабочей силы. Согласно пятилетнему прогнозу Минтруда, к 2030 году потребуется дополнительно привлечь 3,1 млн работников. Особенно востребованы в ближайшие пять лет будут квалифицированные рабочие специальности.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2025 Ахмат Байрамуков дефицит рабочих кадров директор Индустриально-технологический колледж интервью КЧР машиностроение Министерство просвещения России Минпросвещения России нацпроект "Образование" образование Олег Аргунов подготовка кадров подготовка квалифицированных кадров подготовка рабочих кадров программа "Профессионалитет" промышленное производство Профессионалитет рабочие профессии рынок труда система среднего профессионального образования софинансирование расходов среднее профессиональное образование среднепрофессиональные образовательные организации федеральный проект филиал колледжа Хабезский район целевое обучение целевые договора цех металлообработки Черкесск