Степи ногайской чувствуя дыхание…
В Черкесске открылась совместная выставка двух художников
Выставка в Картинной галерее знакомит с творчеством заслуженного художника Карачаево-Черкесии, академика Академии художеств Казахстана Кошали Зарманбетова и современной художницы, педагога и мастера ДПИ из Дагестана Мархабы Шалиевой-Мусауровой.
Вернисаж открыл директор республиканского музея-заповедника им. М. О. Байчоровой Ханафий Хасанов, который подчеркнул важность проведения выставок художников из других регионов, поскольку такое сотрудничество обогащает общероссийское культурное поле и служит укреплению дружеских и культурных связей между представителями разных народов.
– Гостеприимная Карачаево-Черкесия принимала, и будет принимать всех художников, кто изъявит желание выставиться в нашей республике, – подчеркнул Хасанов.
С приветственным словом также выступили замминистра культуры КЧР Марина Баисова, председатель Федеральной национальной культурной автономии ногайцев России «Ногай Эл» Валерий Казаков, депутат Народного Собрания КЧР Али Асланов, начальник отдела Миннаца КЧР Асхат Карасов, директор Аграрно-технологического колледжа Азамат Матакаев.
Выступавшие отметили огромную роль в развитии культуры, выдающиеся заслуги и высокое мастерство обоих художников, а затем вручили им грамоты от своих ведомств.
Председатель регионального отделения Союза художников России Халис Атаев и директор ДХШ г. Черкесска Юрий Карасов отметили, что работы М. Шалиевой-Мусауровой и К. Зарманбетова – это исповедь и размышления авторов о корнях, связи поколений, жизненном укладе кочевого ногайского народа, его многовековых традициях.
И если творчество К. Зарманбетова хорошо знакомо жителям Карачаево-Черкесии, то живописные работы М. Шалиевой-Мусауровой впечатлили собравшихся выразительностью образов, богатством цветовой палитры и личным отношением к степи как к месту силы, энергетическому центру ногайского народа, его сакральному пространству, где расцветали могущественные ногайские ханства. Об этом, кстати, повествует одна из самых выразительных, на мой взгляд, картин Мархабы Шалиевой-Мусауровой, которая называется «По следам арбы».
Кибитка с впряженным гнедым конем стоит посреди алеющей весенними маками степи, от полноты чувств танцует юная ногайка, потому что степь пробудила её прапамять – мощное движение ногайской орды, живущей во время кочевья в юртах и при этом воздвигающей белокаменные дворцы…
Как поделилась в частной беседе Мархаба Аджибатировна, независимо от того, где живёт ногайский народ, он будет неизменно связан со степью особой пуповиной, которую невозможно разорвать. Именно поэтому картины Шалиевой-Мусауровой – это размышление о корнях, связи поколений и месте человека в быстро меняющемся мире.
О том, что произведения такого характера служат сохранению родоплеменной памяти подрастающего поколения, заявили специально приехавшие на открытие выставки заместитель главы администрации Ногайского района Республики Дагестан Рашид Шангереев и глава сельского поселения Терекли-Мектеб Марат Кулунчаков.
В своих выступлениях они подчеркнули, что совместная экспозиция двух выдающихся ногайских художников пронизана духом свободы вольного ногайского народа и отражает его духовные ценности.
Отметим, что Марат Кулунчаков в своё время окончил СКГА в Черкесске, поэтому для него Карачаево-Черкесия, можно сказать, дом родной.
– Я счастлив, что мне выпала такая возможность присутствовать на объединенной выставке прекрасных ногайских художников, каждый из которых представляет две дорогие моему сердцу республики. К этой поездке я готовился с особой радостью и волнением, – признался Марат Избуллаевич.
Добавим, что на открытие выставки приехали представители ногайского народа из Ставропольского края, а также из всех районов нашей республики, причём многие с детьми.
Так, пресс-секретарь Карачаево-Черкесского филиала РусГидро Эльвира Жданова пришла на открытие выставки с дочками и племянницей. Все они с интересом разглядывают представленные работы. А посмотреть есть на что.
Мархаба Шалиева-Мусаурова представила ценителям искусства 50 своих живописных работ, выполненных маслом на холсте. Это колоритные полотна: портреты, эпическая, сюжетно-жанровая и бытовая живопись, пейзажи и натюрморты. Также она выставила несколько войлочных ковров с типичным для ногайцев орнаментом, который характеризуется геометрическими и растительными мотивами, а также включает в себя элементы «бараньего рога», «волка» и другие символы.
Кошали Зарманбетов выставил 30 графических работ, каждую из которых надо расшифровывать и читать как особую систему письма, как наследие и назидание потомкам.
– Не передать моё волнение и внутренний трепет, когда я погружаюсь, как сейчас, в родную культуру, в историческое прошлое моего народа. Всё это я сегодня показываю своим девочкам, которые должны знать свои истоки, свои корни, – делится Эльвира Жданова. – Душа переполнена гордостью еще и оттого, что мой народ достойно пополняет сокровищницу общероссийской и мировой культуры. Я надеюсь, что посетители выставки достойно оценят увиденное.
Не сомневаемся. Тем более что выставка продлится до 24 августа.
Справка
На выставке творчество Кошали Зарманбетова представлено в экспозиции «Золотой кочевник». Экспозиция Мархабы Шалиевой-Мусауровой под названием «Степь полынная» состоит из живописных работ и войлочных ковров.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет