И жили они долго и … счастливо?
Русский театр драмы и комедии закрыл театральный сезон эффектной премьерой
Новый спектакль «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович был поставлен Денисом Малютиным – режиссером с большим опытом, проявившим себя на столичной и провинциальной сцене.
О чем спектакль?
Вроде как о любви. Правда, о любви не совсем обычной. У кого-то любовь случается в шестнадцать, а у кого-то в семьдесят. Причем любовь страстная, потому что… первая. Да-да. Ведь можно прожить долго, дом построить, и дерево, да еще и не одно посадить, и детей-внуков-правнуков нарожать, а вот любви-счастья и не познать. Не какой-то там идеально-возвышенной, а вообще никакой. Потому что под венец – из-под палки, вместо пылкого Ромео – насильник, вместо жарких объятий – побои. И так всю жизнь. Только не говорите, что такого не бывает. Еще как бывает! На каждом шагу бывает. Правда, почему-то мало об этом говорят, стесняются. А вот Пулинович сказала, не постеснялась, и тема «зашла».
Пьеса была написана десять лет назад, в 2015-м, через год ее уже играли в Театре на Таганке, с тех пор ее поставили уже три десятка российских театров и даже сняли замечательный фильм с Ириной Печерниковой и Вениамином Смеховым в главных ролях. А теперь, вот, ее поставили и на нашей сцене. И поставили, надо сказать, неспроста. Ну не стал бы хитрый худрук нашего театра Хасан Биджиев силы и время на банальные любовные истории тратить. Не зря пьеса называется «Земля Эльзы». Главная героиня – немка, урожденная Блюментрост, из спецпереселенцев. Замужем была за украинцем Кравчуком, родилась и всю жизнь прожила в России. Так кто же она? Немка, русская или украинка? Где же ее земля? Вот главный вопрос, который поставил автор! Поставил и вложил ответ в уста героини. В письме к своему возлюбленному Эльза признается: «Я поняла, что мне это совершенно все равно. И у меня как будто камень с души свалился. Я поняла, что даже если трижды в день мне будут кричать вслед разные ругательства о моей национальности, это меня нисколько не заденет. Потому что моя земля, она больше всех земель, вместе взятых, и она не имеет никакого отношения к вашей географии». Любовь! Вот она, земля Эльзы!
Главные герои и их дети
В спектакле пришлось показать несколько линий человеческих отношений, причем отношений не только с людьми живыми, представленными на сцене, но и ушедшими в мир иной. И чтобы показать драматизм этих отношений, от актеров потребовалось немалое мастерство.
Ольга Ивашова (Эльза Александровна) и Степан Дубицкий (Василий Игнатьевич) справились с этой задачей. Дуэт, безусловно, сложился, эмоциональные качели, сложные, неоднозначные душевные переживания переданы мастерски. Придраться особо не к чему. Отдельного упоминания заслуживает Ольга, дочь Эльзы в исполнении Анны Комаревцевой, заслужившей, кстати, букет от моего пятнадцатилетнего сына. Роль, безусловно, сложная, ибо героиня разрывается между любовью к покойному отцу (напомним, он ее очень любил) и не понимаемой, но все равно горячо любимой мамой, между заскорузлыми представлениями о семейном долге и чисто женской подсознательной солидарностью с матерью, стремящейся к сермяжному бабьему счастью. И даже ненависть к Василию Игнатьевичу уступает профессионализму врача, когда у того случился инфаркт.
Пара Виктор – Изабелла (сына и невестки Василия Игнатьевича) в исполнении Шамиля Алиева и Юлии Турубаровой прекрасно вписалась в общий ансамбль. Самобытную игру Шамиля комментировать грех, тут смотреть нужно, ну а такая стерва, как у милейшей в жизни Юлии, мало у кого получится.
Герои второго плана
Фишкой нашего театра, наверное, можно считать традиционно сильные «тылы». Пенсионерки Зинаида Михайловна и Таисия Петровна в исполнении Елизаветы Козел и Елены Джанибековой, да и весь «кордебалет» сельских сплетниц в исполнении ярких актрис нашего театра стали отличным фоном, на котором режиссер смог оттенить драматизм переживаний главных героев.
Песни-танцы
Исполнение «русским народным хором» «русской народной песни» (Ну и что, что слова Н. Доризо, музыка К. Молчанова, все советские песни – народные!) «От людей на деревне не спрятаться» из культового советского фильма «Дело было в Пенькове» добавило ярких красок в сдержанную, в целом, палитру спектакля и сделало нужный смысловой акцент.
А вот этого я точно не ожидал. Две прекрасные танцевальные композиции, да еще с элементами пантомимы в исполнении Мариям Халкечевой и Зака Гужева как нельзя лучше показали наивные мечты пожилых возлюбленных, собравшихся отправиться «в Париж, к южным морям». За саундтрек Zou bisou bisou несравненной Джилиан Хилс – отдельный респект режиссеру. Стопроцентное попадание в душевное настроение главных героев. Ну и исполнение танцев – атмосферное, без халтуры, по-настоящему.
Оформление сцены
А все-таки хорошо сделали, что снабдили нашу филармонию ЖК-экраном! Здесь он правда не сиял, как в шекспировской феерии, но зато надпись «Магазин» моментально превращала дом главной героини в сельпо, и наоборот. И все это без малейших перестановок! Лаконично, просто и абсолютно понятно.
Костюмы
Анастасия Кислицина, художник по костюмам, проделала большую работу. Динамика развития отношений между главными героями подчеркивалась трансформацией их одежды – от нарочито простецкой, селянской до импозантного белого костюма и умопомрачительного розового «подвенечного» платья Эльзы с дивной шляпой. Ну и трудно забыть платок продавщицы Марины, повязанный в стиле гоголевской Солохи: узлом на лбу. В этом узле заключен весь характер владычицы сельпо. Мелочь – но очень точная.
Программка
Если честно, именно с нее и было желание начать. Наконец-то! Свершилось! Всего полста рублей и у тебя бесценный сувенир, который будет храниться в семейном архиве, и может через сто лет он еще и попадет в музей. Ну и посмотреть актерский состав и сказать спасибо всей команде, работавшей над спектаклем, тоже, согласитесь, немаловажно. Все, как у больших. Да, только, пожалуйста, впредь галочки карандашиком ставьте напротив задействованных в спектакле актеров. Это не трудно, зато потомкам будет легче писать историю театра.
Зрители
В беседе накануне спектакля знакомый сотрудник театра признался по секрету, что много зрителей не ждут: лето, отпуска, жара, людям, дескать, не до театров. Как он ошибся! Зал был полон! Весь спектакль, в особо волнительных моментах, то и дело раздавались вскрики, а на выходе у многих девчат я видел на глазах слезы. Настоящие. Согласитесь, это дорогого стоит!
Справка
Дмитрий Малютин окончил Новосибирское театральное училище по специальности актер драматического театра в 1999 году. С 2000 по 2014 год служил артистом труппы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», где сыграл более 50 ролей. Окончил Московский государственный театральный институт им. Б. Щукина в 2014 году по специальности режиссер драматического театра. С 2014 по 2016 год – главный режиссёр Театра драмы им. В. Ф. Комиссаржевской Уссурийского городского округа. За годы работы в театрах поставил не один десяток спектаклей, в том числе «Мамочки» В. Зуева, «Art» Я. Реза, «Дурочка» Лопе де Вега, «Маскарад» М. Лермонтова, «Земля Эльзы» Я. Пулинович и др.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет