День республики № 89 от 12.08.2025

Они обогащают и делают нас лучше

В Тебердинском национальном парке зародились семейные династии, преданные своему призванию - быть другом всему живому

12 августа в 08:17
2 просмотра
Хаджи-Даут Лепшоков со своими помощниками - сыновьями Юсуфом и Карчой
Хаджи-Даут Лепшоков со своими помощниками – сыновьями Юсуфом и Карчой
Источник — Фото автора

Заведующий вольерным комплексом Хаджи-Даут Лепшоков родился и вырос в старинной казачьей станице Воровсколесской, что на Ставрополье. Сюда в своё время из Карачаево-Черкесии перебрались его родители, где занимались сельским хозяйством. По их стопам пошёл и Хаджи-Даут, став впоследствии успешным фермером. Рядом на подхвате была супруга Яна, мать его троих сыновей.

Однажды они побывали на отдыхе в Теберде и посетили биосферный заповедник (сейчас – национальный парк), где им открылась зелёная масса горных лесов, ничем не замутнённая небесная синь и целебный воздух, которым не надышишься. Большое впечатление на Лепшоковых произвёл вольерный комплекс, где для зубров, туров, медведей, волков, рысей, птиц из Красной книги созданы все условия. В содружестве человека со зверем здесь создан уникальный уголок природы, куда стремятся попасть многочисленные туристы и гости курорта.

Как признаётся Хаджи-Даут, часы, проведённые у вольеров тогда, десять лет тому назад, натолкнули на мысль: он мог бы остаться здесь, поселиться в Теберде и ухаживать за этими животными, найти с ними «общий язык». Тем более для него, потомственного животновода, это не составило бы трудностей, особенно с парнокопытными.

А ещё ему очень приглянулся косолапый бурый Тайсон – любимец всех посетителей. Этот медведь устраивает настоящее шоу: сев на задние лапы, живо откликается на приветствия «Салам алейкум», подняв вверх обе конечности и, размахивая ими, ждёт подарков. А экскурсанты рады стараться, кидают ему через ров, в просторное жильё с бассейном, бананы, яблоки, пряники. Тайсон не одинок – в соседнем вольере обитает его приятельница Элеонора, но пары из них не получилось.

И когда Хаджи-Даут, десять лет назад круто изменив жизнь, переехал в Теберду и устроился на работу, Тайсон и Элеонора были ещё в фертильном возрасте и могли произвести потомство. Но сегодня они уже не молоды. Но зато им обеспечена комфортная старость, как и многим хищникам – волкам, шакалам, лисам, рыси, их переселили из тесных клеток в современные вольеры, окружённые рвами и оборудованные электропастухом.

Мы беседуем с Хаджи-Даутом Халитовичем у вольера с зубром Мальчиком, который родом из Кизгычского лесничества Архызского участка Тебердинского национального парка. Там сегодня обитают около сорока зубров, этот же их собрат здесь выполняет демонстрационную функцию. А попал он сюда из-за своей разгульной жизни. Каким-то образом сбежав из Архыза, он поселился в Нижней Ермоловке и шатался по посёлку, заходил во дворы, ломал деревья и вытаптывал огороды. По отлову животного была проведена специальная операция, в которой участвовали смотрители вольеров и сотрудники Минприроды. Теперь зубр-шатун обрёл постоянный дом под бдительным присмотром Хаджи-Даута и его коллег.

Копытных кормят здесь зерновой смесью из пшеницы, ячменя и овса с добавками и витаминами. А ещё для них заготавливают охапки молодых веток с листьями. Помогают Хаджи-Дауту сыновья Юсуф, Карча и Амин, выросшие здесь. Сотрудниками вольерного комплекса являются и супруга Лепшокова вместе с его мамой Файруз Юсуфовной. Семья проживает здесь же – рядом с вольерами находится их дом, который предоставило руководство национального парка. Имеется у них и квартира в микрорайоне, но основная жизнь проходит здесь. Старший сын Юсуф осенью уедет на учёбу в колледж в Черкесск, куда поступил после 9-го класса. И можно только догадываться, как он будет скучать по привычному окружению, когда просыпаешься от заливистого птичьего гомона, а по дороге в школу, проходя мимо вольеров, кинешь взгляд на надменного дикого кавказского кота, полюбуешься лебедями в маленьком пруду, и в который раз отметишь, как величественны чёрный гриф и сип белоголовый. Может потому, что они сознают свою важную роль в экологическом равновесии природы?

Об этом сыновьям рассказывал Хаджи-Даут. За последние годы он поступил и окончил заочно естественно-географический факультет КЧГУ. Поэтому его дети хорошо осведомлены о том, что Тебердинский нацпарк – это сочетание Тебердинского и Архызского участков, объединяющих биосферный полигон. А в 2021 году заповедник стал национальным парком.

Мы продолжаем экскурсию по вольерному комплексу. В этом человеке, привязанном к диким животным, как и они к нему, ощущается врождённая интеллигентность. Об этом говорит и его речь хорошо образованного человека. Хаджи-Даут знает о своих питомцах всё и о каждом может рассказать занимательную историю.

Поэтому около него всегда образуется толпа экскурсантов.

Доводилось ему и зубрёнка выпаивать молоком, и тура от браконьеров спасать, и проводить ночи в гамаке, возле новорождённых туров, бдительно охраняя их от нашествия шакалов. За животными, а здесь их около 30 видов, присматривают несколько сотрудников. Живой символ Тебердинского нацпарка – западно-кавказский тур. В центре турьей поляны смотрители вольеров сложили гору камней, чтобы создать условия, в которых обитают горные козы. Случается, и они убегают, как в своё время тур Борька, который перемахнул через забор. Искали его долго, но поймали при помощи ловушки из верёвок рядом с солью. Когда животное стало лизать соль, оно запуталось рогами в верёвках.

Собственно об обитателях вольеров можно собрать материал на несколько занимательных книг, но сдаётся мне, в центре этих повествований будут преданные профессии люди, бережно и с любовью проявляющие неусыпную заботу о братьях наших меньших – представителях уникальной фауны Тебердинского национального парка.

Справка

Кубанский тур (Capra caucasica Guldenstaedt) наиболее характерный обитатель Тебердинского национального парка. Тур – стадное животное, и взрослые самцы образуют отдельные стада до 150 голов. Стада тура являются неразрывным компонентом ландшафтов национального парка, украшающим и оживляющим «горное безмолвие» охраняемой территории.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
вольерный комплекс дикие животные КЧР люди особо охраняемые природные территории Призвание семейные династии смотритель вольерного комплекса судьба человека Теберда Тебердинский государственный природный биосферный заповедник Тебердинский заповедник Тебердинский национальный парк Хаджи-Даут Лепшоков человек и его дело