Новое дыхание старинных танцев
Третий год в Карачаево-Черкесии в рамках фестиваля «Выше звука» реализуется творческая лаборатория «Живая традиция»
В этом году резидентами III сезона лаборатории «Живая традиция» стали талантливые молодые люди до 35 лет. Это 4 композитора и 4 хореографа из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Челябинска и Хабаровска.
Все они прошли предварительный творческий отбор, после чего в онлайн-режиме прослушали цикл лекций об истории и культурных традициях Карачаево-Черкесии, а также о музыке, танцах, о том, что означает каждый элемент танца, и так далее.
В начале августа, еще до начала фестиваля, резиденты приехали в нашу республику, где в рамках программы гостили в аулах, встречались с хранителями национальной культуры каждого народа, знакомились с национальными традициями, музыкальным, танцевальным и песенным искусством, а также со старинными бытовыми обрядами.
В этом году фокус резиденции – это поэтика семейных традиций. И понимание местной модели семьи, рода, поколений становится ключом к пониманию многовековых культурных слоёв, в которых переплетаются фольклор и обычаи, символы и ритуалы, культурные коды и современная идентичность.
Всё это с уважением поняли и приняли 8 резидентов проекта, в том числе театральный хореограф, педагог-постановщик и танцевально-двигательный терапевт Анастасия Лаврентьева из Самары.
Вместе с другим хореографом – Машей Лапиной из Челябинска Анастасия несколько дней жила в черкесском ауле Бесленей в семье известных музыкантов Кербижевых.
– Я окончила Самарскую государственную академию культуры и искусств, кафедру современного танца. Во время учебы мы изучали все танцы народов мира, в том числе и кавказские. Но моё пребывание в семье, погружение в адыгскую культуру дали мне новые знания, новый опыт, новое осмысление, – рассказала Анастасия.
В Бесленее она гостила потому, что ей предложили на фестивале поставить черкесский национальный танец с Театром танца Госфилармонии КЧР.
– Для меня это определённого рода вызов, – делится Анастасия. – Кавказская культура – значит, другой народ, другая логика, другая танцевальная культура со своими ограничениями, которые накладывают отпечаток на национальные танцы. Эти танцы бесконтактные, девушки прыжки и трюки не выполняют, в партере валяться на полу не будут. Здесь все соблюдают каноны и традиции, потому что хотят сохранить свое родное, полученное от предков, увековечить, передать поколениям. Кавказцам не нужны новаторские эксперименты, они ничего не хотят заимствовать из современной хореографии, где все возможно.
Рассуждая об этом, Анастасия прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что в национальный танец ей нечего привносить. Её задача как профессионального хореографа – дать зрителю возможность читать, расшифровывать сюжетную линию танца.
Сам смысл того, что кавказские танцы ставят неместные хореографы, заключается, наверное, в том, что у местных хореографов на многие вещи замылен взгляд. Они не обращают внимания на детализацию, поиск характера персонажа, многие жесты, движения, перемещения выполняют автоматически, потому что эти знания вложены в базу данных по умолчанию. А Анастасия наполняет танец смыслом, объёмом, драматическим сюжетом.
– В кавказских танцах другие правила игры, и нам нужно научиться играть по этим правилам. Мы, резиденты, не росли на кавказской культуре, поэтому, столкнувшись с ней, мы жаждем впитать любую информацию. И напитываясь этим, мы можем напомнить местным то, что ими забылось. То, что для нас находка, для местных где-то рутина, а где-то – воссоздание традиций, – продолжает Анастасия.
Отметим, что с местным укладом Анастасия Лаврентьева немного была знакома раньше, поскольку не раз приезжала к друзьям в Буково.
Родилась же и выросла Анастасия в Самаре, тогда городе Куйбышеве. Ещё в детском саду она проявила большой интерес к танцам, поэтому мама записала её в детский ледовый шоу-балет «Льдинка». Одновременно девочка ходила в музыкальную школу на эстрадно-джазовое отделение.
В такой творческой среде Анастасии было более чем комфортно – кроме танцев, её мало что интересовало. Разве что разбор литературных произведений, особенно характеров и поступков героев. (Забегая вперед, скажем, что, возможно, этот интерес и послужил причиной того, что Анастасия получила вторую профессию – психолога – телесного терапевта, окончив институт практической психологии ИМАТОН в Санкт-Петербурге).
А до этого, окончив академию, Анастасия начала работать хореографом в театре-студии «Грань» в городе Новокуйбышевске, вместе с режиссером ставила спектакли с элементами пластики. Они с труппой не раз участвовали в фестивалях театров малых городов.
Десять лет Анастасия проработала в Новокуйбышевске, ездила туда из Самары, сначала одна, потом – с маленькой дочкой Полиной, которая, собственно, выросла в этом театре.
Потом Анастасия захотела самостоятельно выбирать проекты. И тогда она ушла из театра. Сделала несколько самостоятельных спектаклей в стиле физического театра, то есть представления, где сюжетное повествование передаётся через физические движения.
Два года пребывала в резиденции в селе Щелыково Костромской области, где находится усадьба Островского и где она сделала два эскиза спектаклей – по Островскому и по Шукшину. Эскизы, как вы поняли, это черновики будущих театральных представлений, созданные в процессе работы над постановкой.
Естественно, Анастасия Лаврентьева активно взаимодействует и с другими режиссерами. Так, с Виктором Трегубовом они поставили спектакль «Варшавская мелодия», который сейчас идет в Театре на Таганке. С Андреем Макаровым она поставила спектакль «Вишневый сад». В этих спектаклях Анастасия работает не только как театральный хореограф, но и как режиссер телесных действий, отвечающий за пластику актёров, чтобы любая проходка, движение рук, поворот головы работали на создание образа.
– Я работаю в жанре современной хореографии. Я предлагаю или готовый танец, или пластическое решение мизансцены, или пластику для конкретного актера. Сегодня я очень рада, что попала в проект «Живая традиция», поскольку, как уже говорила, люблю сложные задачи. Я принимаю правила чужой игры, правила истории. Я хочу, чтобы зритель посмотрел на свой танец моими глазами, понял мою хореографическую лексику.
Что касается артистов Театра танца Госфилармонии, то они очень довольны этим сотрудничеством.
– Мы второй год принимаем участие в этом проекте, для нас это очень познавательно. В процессе работы мы узнаём много нового, необычного. Мы ведь привыкли к одной постановке, а тут нам предлагают посмотреть на танец другим взглядом. Считаю, что это привносит новое дыхание в кавказскую танцевальную культуру, – делится артистка театра Луиза Гогуева. – Если честно, нам самим не терпится посмотреть, что у нас в итоге получится. Уверена, что все будет отлично!
А получилось действительно здорово, что продемонстрировал яркий гала-концерт в Черкесске, завершивший 11 августа фестиваль «Выше звука».
Кстати,
в этом году резидентами творческой лаборатории «Живая традиция» стали: композиторы из Москвы Александра Акманова, Никита Коренков, Сергей Хворостьянов и Екатерина Хмелевская; хореографы Анастасия Лаврентьева из Самары, Мария Лапина из Челябинска, Ирина Огурлиева из Хабаровска и Дарья Фотина из Санкт-Петербурга.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет