Глухота не приговор
Здесь созданы оптимальные условия для обучения и социальной адаптации детей с нарушениями слуха
Главная задача специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (СКОШИ) 1 вида в Черкесске – обеспечить глухим и слабослышащим детям возможности для получения качественного образования, развития коммуникативных навыков и успешной интеграции в общество. О жизни школы, успехах ее учеников в преддверии нового учебного года мы поговорили с ее директором Зулихой Гербековой.
– Зулиха Махмудовна, насколько я знаю, в вашей школе-интернате реализуются адаптированные образовательные программы, разработанные с учетом особенностей развития глухих и слабослышащих детей.
– Да, наша школа работает с детьми с нарушениями слуха. В этом году планируется открыть ещё и логопедические классы. Очень хотим успеть к началу нового учебного года. Все педагоги нашей школы имеют логопедическое, сурдопедагогическое и дефектологическое образование. И наш коллектив, состоящий из опытных сурдопедагогов, тифлопедагогов и воспитателей, использует специальные методики и технологии обучения, направленные на компенсацию недостатков слухового восприятия. Особое внимание уделяется развитию речи, формированию навыков чтения и письма, а также освоению жестового языка. Воспитатели работают до 8 часов вечера, потом остается ночной воспитатель, так как мы работаем как школа-интернат и есть иногородние, ночующие у нас дети.
Школа оснащена современным оборудованием, включая звукоусиливающую аппаратуру, мультимедийные средства обучения и специальные компьютерные программы. Для развития творческих способностей и социальной активности детей организованы кружки и секции по интересам. Здесь и рисование, и лепка, и музыка, и танцы, и спорт. Проводятся культурно-массовые мероприятия, экскурсии и праздники, способствующие расширению кругозора и формированию у детей позитивной самооценки.
– Сегодня очень много говорится об инклюзивном образовании. И многие родители на этой волне, насколько мне известно, стараются отдать детей с нарушением слуха в обычную школу.
– Уровень потери слуха, наличие дополнительных потребностей, психоэмоциональное состояние ребенка, поддержка семьи, доступность специализированных ресурсов – все это влияет на оптимальный выбор образовательной среды. И мы убеждены, что для слабослышащих и глухих детей необходимы специализированные школы-интернаты. Для таких детей крайне важен индивидуальный подход. В обычных школах, где в классе 25 человек, учитель физически не сможет уделить внимание такому ребёнку. А в нашей школе-интернате в классах по 5-6 человек. Кабинеты небольшие, и, естественно, учитель и воспитатель, два взрослых педагога, занимаются только с этими детьми, уделяя внимание каждому. Помимо этого, у нас предусмотрены лечебная физкультура, музыкально-ритмические занятия и индивидуальные занятия по слуховой работе, есть и психологическая служба. То есть ребенок с утра до вечера в школе, домашние задания он делает здесь, прогулки и дневной сон тоже проходят под контролем воспитателей.
Зачастую родители, услышав, что у нас школа-интернат, думают, что здесь в основном учатся дети-сироты. Но это не так. К сожалению, некоторые родители вообще не знают, что в Черкесске есть такая школа. Она расположена рядом с интернатом им. Латоковой, в глубине двора, так что найти нас сравнительно легко.
– Что дает ребенку обучение в такой специализированной школе?
– Важным аспектом работы нашей школы-интерната является медико-психологическое сопровождение детей. Как я уже сказала, в штате учреждения работают врачи-сурдологи, психологи и логопеды, которые проводят диагностику, коррекционные занятия и консультации для детей и их родителей. Мы, и только мы можем оказать комплексную помощь в решении проблем, связанных с нарушением слуха, и создать благоприятную атмосферу для развития личности каждого ребенка.
– Каковы достижения ваших учеников?
– О, их немало. У нас есть чемпион России по плаванию, первый чемпион из Карачаево-Черкесии, наш выпускник Амир Абазалиев, он мастер спорта международного класса. Амир не слышит и не разговаривает, но он нашел способ заявить о себе миру и через творчество. Он не только спортсмен, но и художник, рисует картины, через которые выражает свои мысли, чувства и настроение.
Есть дети-артисты. Например, в середине мая в актовом зале регионального отделения Всероссийского общества глухих состоялся «Речевой праздник», посвящённый 80-й годовщине Победы. Мероприятие было подготовлено воспитанниками и педагогами нашей школы. На сцене выступали ребята, исполнившие популярные военные песни на жестовом языке. Учащиеся младших классов показали трогательные танцевальные номера на военную тематику. А главной частью праздника стала театральная постановка «Краски Победы!», которую подготовили ребята, занимающиеся в школьной театральной студии «Театр рук и сердца». Зал был заполнен приглашенными гостями: депутатами Народного Собрания КЧР, ветеранами СВО, представителями Министерства образования и науки КЧР, ветеранами образования, учащимися и, конечно, родителями артистов. Зал вместимостью сто человек был наполнен до отказа: люди не только сидели, но и стояли. И все плакали, всем очень понравилось.
Кроме того, учащиеся и выпускники нашей школы-интерната стали лауреатами 1 степени Международного инклюзивного фестиваля-конкурса национальных культур «Алтын Майдан-Алания», который проходил в столице Северной Осетии – Алании Владикавказе с 30 октября по 5 ноября. Участники студии жестовой песни показали концертные номера «Это мой Кавказ» и «Наша Россия!». Они выступили также в военном госпитале Владикавказа и провели благотворительный концерт для бойцов мотострелкового полка имени дважды Героя СССР генерала армии И. А. Плиева.
Еще команда нашей школы в составе 4-х человек (Фатима Байчорова, Ренат Лепшоков, Хасан Ильязов и Омар Хутов) приняла участие во Всероссийских соревнованиях по шахматам среди детских домов и школ-интернатов «Восхождение», проходившем в селе Ольгинка Туапсинского района Краснодарского края. В рамках проведения шахматных соревнований для ребят была разработана программа дополнительных мероприятий: творческие конкурсы, спортивные состязания, пляжные игры и экскурсии. По итогам соревнований и дополнительных конкурсов ребятам были вручены грамоты, дипломы и поощрительные призы. В номинации «Лучший наставник» победила сурдолог нашей школы-интерната, почетный работник общего образования Марина Дерябина.
И в национальном чемпионате «Абилимпикс» наши ребята постоянно успешно участвуют. К примеру, в этом году наш Амин Межидов занял первое место в республиканском этапе, потом – в окружном, а весной он уже поедет в Москву на заключительный тур «Абилимпикса». Он стал победителем, продемонстрировав высокий уровень мастерства и профессиональную подготовку. И его победа в «Абилимпиксе» – это не только личный успех, но и подтверждение высокого уровня профессиональных компетенций учеников нашей школы. Министр образования и науки КЧР Инна Кравченко поздравила Амина с заслуженной победой и сказала, что министерство будет и дальше поддерживать инициативы, направленные на развитие профессиональных навыков среди молодежи с инвалидностью и особенными потребностям. Так что, нам есть, чем похвастаться.
– Зулиха Махмудовна, возможно ли, чтобы ребенок развил слух настолько, что его жизнь потом ничем не будет отличаться от жизни обычного человека?
– Если дети глухие, они не разговаривают и не слышат, а лишь считывают движения губ. А вот слабослышащих детей можно так обучить, что они ничем не будут отличаться от обычных людей. Им помогают в этом мощные слуховые аппараты. Например, когда наш ученик вёл концерт вместе с педагогом, сидящие рядом со мной гости спрашивали, обычный ли это ребёнок. Я говорила: нет, он слабослышащий, причём у него третья степень. Никто не верил. После концерта мы даже попросили ребенка показать свои аппаратики, что он и сделал к изумлению зрителей. Так что, возможно многое.
И мы очень ждем у себя родителей со слабослышащими и глухими детьми.
Факт
СКОШИ 1 вида в Черкесске рассчитана на 90 учащихся. В ней работают 30 учителей и 12 воспитателей. За последние три года от 93% до 100% выпускников школы-интерната продолжают обучение в ведущих вузах, колледжах и профессиональных училищах России.
{{commentsCount}}
Комментариев нет