День республики № 93 от 21.08.2025

Он шел по жизни с высоко поднятой головой

В последний день августа в Карачаевске у могилы на Аллее Героев вспоминают полководца генерал-полковника Солтана Кёккёзовича Магометова

21 августа в 08:09
6 просмотров
Семья Магометовых в Германии, 1954 год
Семья Магометовых в Германии, 1954 год

О национальном герое знают все. О нём написано немало книг и стихов, очерков, но историки, литераторы вновь и вновь обращаются к его биографии, чтобы еще раз проанализировать жизненный путь этого поистине легендарного человека.

Отважный воин, уже в 19 лет командовавший взводом разведки, прошедший горнило Великой Отечественной войны, мудрый стратег, служивший военным советником Вооружённых сил в Афганистане, блестящий дипломат, выполнивший свою миссию в Сирии – таким вошёл в историю Отечества генерал Магометов.

Далеко не всем удавалось «сказать всё и не попасть в Бастилию» – вспомним любимое изречение Пушкина. Именно к этой когорте относился Солтан Кёккёзович, не побоявшийся, к примеру, озвучить своё мнение о неправомерности ввода советских войск в Афганистан.

По жизни он шагал с высоко поднятой головой как потомственный князь. Всем известно, что Магометовы – фамильная ветвь рода Крымшамхаловых. Так исторически сложилось. В одном из писем в Москву генералу заслуженный скульптор Российской Федерации Хамзат Крымшамхалов писал: «Обращаюсь к Вам, как к брату, ведь мы принадлежим к единому фамильному клану».

…С дочерью Солтана Кёккёзовича, Лилией Червовой, учёным-ихтиологом, старшим научным сотрудником МГУ, я познакомилась на одном из митингов, посвящённых памяти её отца на Аллее Героев. Мы сразу нашли общий язык с этой интеллигентной женщиной, вместившей в себя и горское, и славянское воспитание. «Я выросла в гостеприимном, хлебосольном доме, где псковское смешалось с хурзукским», – сказала Лилия Солтановна и этим сразу меня подкупила. На могилу отца в последний день августа Лилия прилетала из Москвы ежегодно. И так от встречи к встрече с ней из наших бесед у меня складывалась картина личной жизни её легендарного отца.

…Это было на Псковщине, в городе Остров. Шёл 1946 год. Сюда прибыла воинская часть из Германии. Небольшой городок заполнился бравыми офицерами, это были победители, орлы, чья грудь не вмещала боевых наград. Каждый вечер играл духовой оркестр, в вальсе кружились пары. На этих танцах Шурочка Иванова познакомилась с Солтаном Магометовым. Связав свою жизнь с майором, быт которого не отличался от жизни младшего офицерского состава, Шурочка ни о чем не пожалела, хотя было непросто. Она в то время только что окончила метеорологический техникум, но по специальности работать не довелось. Ведь она стала женой офицера, а гарнизоны сменялись один за одним. Так сошлись северянка и кавказец, сохранив свои чувства на всю жизнь.

«А потом судьба забрасывала их в Германию, Москву, Белоруссию, Забайкалье. Отец учился в разных академиях. Мама была всегда рядом и в Сирии. Только на войну в Афганистан он с собой не взял», – рассказывала Лилия.

В семье Магометовых выросло двое детей – Лилия и Рамазан, с малых лет впитавшие в себя такие черты, как гостеприимство и открытость людям. В московской квартире у них постоянно гостили то родственники из аула, то боевые товарищи С. Магометова, у которого был чапаевский принцип: «В строю я вам командир, вне строя – товарищ».

«Мама жила принципами отца, и хотя они встретились после войны, она считала себя его боевой подругой, – вспоминала Лилия. – Уже в последние годы жизни недомогающий отец, бывало, встаёт с постели, чтобы собираться на очередные похороны. Не было случая, чтобы папа не проводил в последний путь своего товарища. Мама пробует ему возразить: «Лежал бы уж, врач ведь наказывал», а отец, словно не слышал: «Шурочка, подай мне китель» и мама, сдувая пылинки, приносит ему генеральский китель с боевыми наградами, среди которых – девять орденов трёх зарубежных государств».

…Наверное, никто не шёл в Вооружённых Силах СССР так трудно к званию генерал-полковника, как Солтан Магометов. Он принадлежал к тем офицерам, кто «не делали карьеры из солдатских кровей» – тому свидетельство его героическая жизнь и огромное уважение однополчан. Когда, к примеру, в 1943 году на все фронты было дано указание – отозвать всех карачаевцев, комполка отправил своего начальника разведки капитана Магометова в такой глубокий рейд по тылам противника, что тот вернулся в полк, когда страсти вокруг отзыва карачаевцев улеглись, а большие чины из особых отделов отъехали подальше от пуль.

Личная жизнь Лилии Солтановны сложилась удачно: муж Виктор Николаевич Червов был подполковником запаса. Сын Александр – учёный в области математических наук, женился на татарке и свадьбу играли в Татарстане по всем мусульманским обычаям.

Время неумолимо отбирает у нас тех, кто дорог, любим, чьей дружбой дорожили. Давно уже нет и дочери прославленного генерала Лилии Солтановны. Так почему же каждый раз на митинге поминовения генерала С. Магометова я ищу глазами тех, кто был причастен к этому дню? Но успокаивает мысль: они незримо присутствуют среди нас и остаются в памяти сердца.

Кстати,

во время командировки в Сирию (1979-1982) Солтан Кёккёзович посетил карачаевское село Блей, которое находится в 40 км от Дамаска. Жители пожаловались ему на то, что страдают от безводия. Благодаря хлопотам С. Магометова здесь было вырыто несколько больших колодцев. В это же время генерал был удостоен аудиенции у президента Сирии Хафеза Асада.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
2025 Аллея Героев Афганская война Великая Отечественная война воспоминания генерал-полковник Карачаевск КЧР Лилия Червова люди Люди и судьбы памятное мероприятие памятный митинг память Солтан Магометов судьба человека