Выводя по дереву узор
Владимир Шхагошев из Черкесска творит своими руками настоящую красоту
Самоучка – резчик по дереву Владимир Шхагошев создаёт своеобразные объемные скульптуры из дерева. А ещё он много лет занимается плоскорельефной резьбой. Это вид резьбы по дереву, где изображение формируется за счёт незначительных углублений в плоскости, при этом сохраняя практически единый уровень рисунка.
Издревле резьба по дереву как вид декоративно-прикладного искусства сочетала в себе художественное творчество, глубокое понимание материала и мастерство, которые отражают как общую эстетику времени, так и личный вкус мастера, превращавшего дерево в подлинное произведение. Да и сама обработка дерева является одним из первых ремесел, которым овладел человек.
Недаром у многих народов искусство работы с деревом становилось национальным промыслом и народным достоянием – вспомним хотя бы известные на весь мир вологодскую или кижскую техники. И если первая представляет собой выемчатую и сквозную резьбу, то кижская – классический пример плоскорельефной резьбы, отличающейся уникальностью и высоким уровнем исполнения.
Впрочем, как признаётся наш герой, он никому не подражал – просто работал всегда так, как на душу ложилось.
Родился и вырос Владимир Шхагошев в городе Черкесске в интернациональной семье: отец – кабардинец, мама – абазинка.
Ещё мальчиком он любил рисовать и что-нибудь выпиливать. Все говорили, что получалось красиво, хотя в художественную школу или в кружок ДПИ мальчик не записывался. Правда, одно время он ходил в городской Дом пионеров, занимался рисованием.
После школы, которую он окончил в 1965 году, Владимир Шхагошев ушёл в мотоспорт, которым увлекался так же сильно, и целых 15 лет профессионально занимался мотокроссом, выступал не только на мотодроме Черкесска, но и по всему Северному Кавказу.
В 1977 году Шхагошев женился. Чтобы решить вопрос с жильем, устроился работать плотником в городское СМУ-1. Через пять лет получил квартиру, где живет и творит по сей день.
Однако мотоспорт не отпускал. В середине 80-х годов Шхагошева пригласили механиком в команду СССР по спидвею. Эта команда, существовавшая в период с 1962 по 1992 год, была частью системы командного чемпионата СССР по спидвею. В соревнованиях участвовали лучшие клубы спидвея из различных городов Советского Союза. Шхагошев с командой ездил по всей огромной стране, выступал за границей – в Польше, Венгрии…
А потом начались «лихие 90-е», и команда развалилась. Владимир Шхагошев остался без работы. Но благодаря Виктору Платонову, тогда директору «Кавказцемента», в Карачаево-Черкесии активное развитие получил мотобол. Созданная Платоновым мотобольная команда «Домбай» не раз становилась призером чемпионата России, а также обладателем Кубка России по мотоболу высшей лиги. В составе этой команды Шхагошев опять ездил по стране, радуясь возможности заниматься любимым спортом.
Но резьба по дереву оставалась всё таким же не менее любимым занятием. В свободные от спорта минуты он вырезал скульптуры, картины, даже парусник вырезал – с палубой, мачтами, якорем, штурвалом…
– Мне всегда работается хорошо зимой. Летом я рисую эскизы. Беру идеи из журналов, газет, открыток, что-то придумываю сам… Это могут быть люди в различных ситуациях, животные, цветы, пейзажи, – улыбается Владимир Клыч-Гериевич. – А как начинается отопительный сезон, так и сажусь за работу. И день незаметно пролетает, и результат моей работы налицо… Люблю вырезать старинные дома – российские или европейские, будь то русская банька, здание Парламента Венгрии в Будапеште или старинный дом в польском Гданьске.
Ещё он очень редко представляет свои работы на выставках декоративно-прикладного искусства. Хотя в том же «Городе мастеров» мог бы заметно выделиться среди многих участников.
Лет двадцать тому назад он выставлялся в Картинной галерее. Да ещё несколько лет назад друг уговорил Шхагошева принять участие в республиканском фестивале фольклора «Ярмарка талантов», который проходил в Усть-Джегуте.
– Люди восхищались, смотрели, трогали, щупали мои работы, так что некоторые из них развалились, – сетует мастер. – Я ведь некоторые картины делаю из склеенных плашечек. Хотя в основном работаю с цельной доской.
Работает он только с липой.
– Липа очень хорошо режется, и она без текстуры, – объясняет Шхагошев. – Если я буду вырезать по дубу, берёзе или ореху, то по всему полю будут идти разводы из-за особенностей текстуры. По мне так именно липа легко поддается обработке и хорошо передаёт тонкие элементы рисунка, что делает её идеальной для сложной рельефной резьбы. К тому же я затеняю и оттеняю свои работы, даю им объём, создаю эффект света и тени. Липа для всего этого идеальна.
Принцип его работы внешне прост. Он берёт липовую доску, рисует на ней нужную картину и начинает по ней вырезать. Рисует летом, вырезает зимой.
– На зиму работы хватит. Вот московский дворик нарисовал, вот зимний пейзаж с банькой для друга буду вырезать. А вот – средневековый сюжет. Католический священник со своим визави сидят в средневековой таверне. Колоритная картина, надеюсь, в итоге получится интересная работа.
К слову, ещё одно увлечение Шхагошева – это «Битлз» и старинный граммофон, которому 100 лет. На этом граммофоне он запускает пластинки времен СССР и под музыку вырезает старинные дома.
Я представляю, как в неярких лучах зимнего солнца под чуткими руками мастера рисунок на дереве начинает приобретать выпуклые читаемые формы. Играет граммофон. Со стены улыбаются «Битлы».
Возможно, мастер когда-нибудь зафиксирует это мгновение своей жизни и оставит его на память своему сыну и двум внукам.
Кстати,
за свою жизнь Шхагошев вырезал даже не десятки – сотни работ. Хотя дома у него самого сохранился самый минимум – всё раздал родне, друзьям и знакомым. Его работы разъехались не только по Кавказу, но и по всему СССР и даже уехали в Польшу. Свои произведения Владимир Клыч-Гериевич принципиально не продаёт.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет