День республики № 105 от 18.09.2025

Велосипед – это синоним слова «счастье»!

Для жителя Черкесска Вадима Упильника двухколесный железный конь остается любимым видом транспорта

18 сентября в 08:05
4 просмотра
Слева направо: ветераны велоспорта КЧР Александр Маслов, Николай Руденко, Владимир Оческий, Вадим Упильник, тренер Владимир Беляев и велогонщик сборной СССР Николай Просяной
Слева направо: ветераны велоспорта КЧР Александр Маслов, Николай Руденко, Владимир Оческий, Вадим Упильник, тренер Владимир Беляев и велогонщик сборной СССР Николай Просяной

Главным увлечением Вадима Упильника, заместителя начальника участка эксплуатации газораспределительных сетей ремонтно-эксплуатационной службы по городу Черкесску АО «Газпром газораспределение Черкесск», был и остаётся велосипед. Причем велосипед шоссейный, скоростной, для велогонок и веломарафонов. Ведь отрочество нашего героя было плотно связано с шоссейным велоспортом.

Взгляд профессионала

Родился Вадим в Черкесске в семье простых рабочих. Его родители, Виктор Альбертович и Валентина Николаевна, всю жизнь проработали на предприятиях города – на заводах «Каскад» и РТИ.

Вадим еще в школу не ходил, когда его записали в секцию спортивной гимнастики. Но в 12 лет мальчик бросил гимнастику, потому что понял, что не создан для этого вида спорта, и вместе с друзьями пошёл записываться в секцию шоссейных велогонок – уж очень зрелищными они казались. Возможно, мальчишеское умение свободно управлять велосипедом на улице тоже сыграло свою роль.

Вадиму повезло, он попал к опытному тренеру Михаилу Белозёрову, а потом – к Владимиру Беляеву.

– Оба тренера сумели не только заинтересовать мальчишек, но и влюбить нас в этот спорт на всю жизнь. Тренеры, прежде чем допустить нас к велосипеду, объясняли, что надо учитывать рельеф местности, скорость и силу ветра, иметь мгновенную реакцию на соперника и многое другое, – рассказывает Вадим Викторович.

После первых занятий мальчик понял, что ничего не знает о шоссейных гонках, что ничего общего с уличными покатушками велоспорт не имеет, что он тяжёл не только физически, но и технически, что это не просто сила мышц и автоматическая езда, а ежесекундно выстраиваемые анализ и тактика. А ведь большинство людей думает, что велогонка – это когда группа велосипедистов рванула со старта и гурьбой промчалась по шоссе, пока на финише один лидер не вырвется вперёд.

– У нас были долгие занятия на выносливость, координацию, бег, изматывающие упражнения, игра в футбол – многие не выдерживали и уходили. Оставался из десяти пацанов один, который после всех мытарств, наконец, был допущен до велосипеда и тренировок на трассе.

А на трассе, пока не выработаешь чуйку на уровне врождённого инстинкта, были и падения, и ушибы, и содранная до мяса кожа…

Кстати, надо было еще и к неудобному велосипеду привыкнуть. Не секрет, что спортивные велосипеды обычных людей зачастую отпугивают. Узкое жёсткое сиденье без амортизации, загнутый в бараний рог низкий руль с неудобными тормозными рычагами… Некомфортный инструмент, единственное назначение которого – скорость. Но спортсмены знают, что если от одного только вида тонкого и жёсткого седла внутри всё сжимается – значит, это очень хороший гоночный велосипед.

Вадим не боялся ни седла-бритвы, ни огромных нагрузок, ни падений, которых у него было множество. Он любил велоспорт всем сердцем, с радостью ездил на юниорские соревнования и первенства и занимался в секции до самой последней тренировки в январе 1997 года. Когда в Черкесске, как и по всей стране, закрыли велосипедную школу, Упильник переживал очень.

– Как будто кусок сердца вырвали, – сетует он. – Причём ту часть сердца, где хранилось самое дорогое, любимое, ценное… Ведь я до сих пор в душе шоссейный гонщик!

Недавно на 200-летие Черкесска в городе прошли великолепные велогонки, для многих ставшие и зрелищем, и откровением, когда несколько десятков лучших спортсменов из 4 стран мира проносились мимо ошарашенных зрителей со скоростью 50-60 км в час.

Вадим Викторович физически был в числе этих зрителей. А душой, сердцем, мыслями, глазами он был участником гонки, он мчался вместе со спортсменами по улицам города, входил под прямым углом в виражи, а оттуда в узкий коридор на центральной площади, демонстрируя огромный опыт езды в группе.

– Они ведь не по одному, а кучей влетали! Мы с тренерами и старшим поколением гонщиков обсуждали каждый технический и тактический момент этих гонок, – делится Упильник. – Красивый, зрелищный спорт!

Жизнь после спорта

Уход из велоспорта у Вадима почти совпал с окончанием школы. Велоспорт его практически связал с дорогой и транспортом, поэтому он поступил в автодорожный техникум, после которого окончил энергостроительный факультет технологического института (ныне СКГА), получив образование инженера промышленного и гражданского строительства.

Студенческие годы – с 2001 по 2005 – Упильник вспоминает тоже с теплотой: в институте он был одним из активных участников вузовской команды КВН «Горячие головы». Выступал на сцене, пел, играл на гитаре, писал сценарии, сам сочинял шутки. С друзьями из той команды Вадим Викторович по сей день поддерживает отношения.

После вуза началась трудовая жизнь. Упильник устроился на работу в «Газпром газораспределение Черкесск», где за 21 год прошёл большой трудовой путь от слесаря до нынешней своей должности. Причём умудряется органично сочетать все свои хобби и работу.

Большой любитель фотографировать, Упильник во время своих велопрогулок фотографирует природу. Несколько раз он участвовал в фотоконкурсах и был отмечен дипломами.

Так, в 2014 году «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с целью защиты окружающей среды и сохранения природного наследия провёл фотоконкурс «Эко-объектив» среди сотрудников компании пяти республик СКФО: Дагестана, Ингушетии, КЧР, КБР и Северной Осетии. В этом конкурсе Вадим Упильник был удостоен специального приза жюри в номинации «Эти удивительные животные».

Отправлял он фотографии и на конкурсы, проводимые Русским географическим обществом, и за фотографию Шоанинского храма также был удостоен диплома.

Есть у него и другое увлечение – художественная литература. Дэн Браун, Виктор Пелевин… Благо супруга работает в библиотеке и может снабдить любой литературой. Ведь читает Вадим Упильник только бумажные книги!

Слабо собрать велосипед?

Вадиму Упильнику повезло: его супруга Ольга Валерьевна, сотрудница городской библиотеки, тоже заядлая велосипедистка. Правда, 9-летняя Яна не так разделяет любовь родителей к велосипеду, она предпочитает танцы, занимается в Центре культурного развития им. Ю. А. Гагарина. Но девочка с удовольствием ездит с папой в автопутешествия – по Кавминводам, в КБР, в Крым…

Машина машиной, но велосипед для Вадима Викторовича остаётся любимым транспортом. Их у него в гараже целых три – два шоссейных, один гравийный, причём все три он собрал сам. Практически каждое утро – а просыпается Упильник очень рано – он даёт круг по давно выработанной траектории километров на 15-20. Он бы и в другое время ездил, но ни пешеходы, ни тем более автомобилисты не считают велосипедистов равноправными участниками дорожного движения.

– Инфраструктура в регионе для велодвижения абсолютно не развита, хотя это самый здоровый, экологичный и малозатратный вид передвижения, – убежден Упильник. – Ни одного ДТП не было по вине велосипедиста, насколько я знаю. Велосипед – самый добрый транспорт!

И всё-таки Вадим Упильник настойчиво советует велосипедистам соблюдать правила дорожного движения и не пренебрегать средствами индивидуальной защиты, носить каску, очки, перчатки. Очки защитят от пыли и мелких камушков, которые несутся от встречного транспорта. А перчатки не дадут содрать кожу рук при падении. В темное же время суток нужно кататься со светом: белый – спереди, красный – сзади. И самое главное – надо десятой дорогой объезжать мамаш с малышами, которые толкают коляску, глядя в телефон и надев наушники, не видя и не слыша ничего.

– Это базовое соблюдение правил, ничего сверхсложного. При соблюдении этой базы езда на велосипеде будет в радость. Ведь велосипед – это синоним слова «счастье».

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
200-летие Черкесска Вадим Упильник велогонка велогонщик велосипед велосипедный спорт велоспорт Газпром газораспределение Черкесск спортсмен фотографии фотоконкурс Хобби шоссейный велоспорт