Педагог – не звание, педагог – призвание
Эта педагогическая династия хорошо известна в Черкесске. Начало ей положила Валентина Павловна Скарга, отличник народного просвещения. Она воспитала целую плеяду учеников. Ее дочери Светлана и Зоя пошли по стопам матери.
По окончании в 1982 году СШ № 9 Черкесска Светлана Скарга, имевшая явные способности к черчению, без труда поступила в Черкесский филиал Ставропольского политехнического института на механо-энергетический факультет. Выбор, куда пойти после вуза работать, был широкий. Можно было устроиться на завод (а их в Черкесске в то время было предостаточно: РТИ, цемзавод, химзавод, Каскад…), в строительную организацию, в проектную… Но в итоге она оказалась в третьем СПТУ, что на «Комсомольце». Стала мастером производственного обучения.
А причиной тому была семья. Младшая сестра Светланы Зоя ушла после восьмого класса в педагогическое училище, решив по примеру мамы, Валентины Павловны, стать учителем. Сама Валентина Павловна, пришедшая работать после переезда семьи в 1972 году из Луганска в Черкесск учителем русского языка и литературы в новую только что открывшуюся СШ № 15, теперь уже несколько лет трудилась в этом самом педучилище. «И каждый вечер в нашем доме напоминал большой педсовет, – вспоминает с улыбкой Светлана. – Говорили то о детях, то о каких-то выполненных заданиях, то о подготовке к праздникам, мероприятиям, к открытым урокам, к какому-то конкурсу. И у меня уже такое чувство сложилось, что я должна быть там и стать членом этого педагогического совета».
Так, в 1987-м году она тоже стала педагогом, мастером производственного обучения.
«Вы не поверите, но мой первый выпускник был по возрасту старше меня, – рассказывает Светлана Ивановна. – Он был после армии…»
Педагогическому мастерству Светлана училась у старших коллег. Дома ей много помогала мама, подсказывала, как себя вести в разных ситуациях. Светлана даже поступила в Карачаево-Черкесский пединститут, училась на курсах в Карачаево-Черкесском институте повышения квалификации работников образования.
В 1989-м году Анатолий Владимирович Лесин, мастер производственного обучения, с которым Светлана работала в третьем училище, возглавил училище № 30 и пригласил ее и многих мастеров и преподавателей в этот ссуз. Светлана согласилась, пошла преподавателем, потом перешла на должность завуча, затем стала заместителем директора по учебно-методической работе. Здесь, в технологическом колледже, она трудится до сих пор.
Педагогическая жилка
Не каждый легко находит контакт с ребенком. Нужно быть человеком определенного склада. С детьми Светлане легко, она считает, что у неё есть педагогическая жилка.
«Наверное, тут наследственность сыграла роль. Я же видела, как мама общается со студентами, с коллегами, и пример мамы был основополагающим для перехода к педагогической работе. Мама была учителем во всём, она никогда не повышала голос, всегда терпеливо объясняла не только материал по предмету, но и охотно разбирала любую жизненную ситуацию. Учила девочек, как быть в семье женой, матерью, как общаться с детьми, чтобы сохранить семью на долгие-долгие годы, и эти советы многие вспоминают до сих пор. Кстати, мама с папой прожили всю жизнь вместе, в ладу и в согласии. Это тоже был лучший пример для нас с сестрой и для всех окружающих. Мама постоянно пополняла и расширяла свои знания. Она проработала в педагогическом колледже 22 года, с 1976-го по 1998-й год, и сейчас нет ни одной школы в республике, где бы не работали мамины выпускники».
Сестра Зоя
Педагогом стала и сестра Светланы Зоя. Спокойная, добрая, мягкая – Валентина Павловна сразу разглядела в ней будущего учителя начальных классов. И когда мама готовилась к урокам, Зоя всегда ей помогала, рисовала стенгазеты…
Она поступила в педучилище по маминому совету и, окончив его с отличием, сразу пошла работать в школу № 3 учителем начальных классов, одновременно поступив в институт на заочное отделение.
«Дети ее очень любят. Она творческий человек. Если какое-то мероприятие, она и класс украсит, и родителей подключит. Если в ее классе где-то шкафчик сломался, муж придёт, все починит», – с улыбкой рассказывает Светлана.
При этом мама мужа Зои, Николая, Юлия Васильевна Сухинина, – учитель начальных классов, а его отец долгое время работал в колледже преподавателем автодела. Так что в этом браке соединились две педагогические династии.
Востребованность
Светлана Ивановна работает преподавателем уже почти сорок лет. Сейчас, по её мнению, работать легче. Есть много новых технических средств обучения. Если раньше был только учебник, книга, то теперь – большие интерактивные доски, электронные учебники. И совсем другое поколение растет. Светлана говорит, что дети сейчас много знают в плане информатики, они куда лучше, чем старшее поколение, обращаются с техникой. Приходится даже кое-что спрашивать у них.
Светлана Ивановна с удовольствием рассказывает о востребованности специалистов, которых готовит Технологический колледж. Вот, к примеру, взять специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях». По ней в колледже предусмотрено получение двух рабочих профессий: пожарного и матроса-спасателя. Ребята по окончании колледжа могут работать и в бассейне, и на море в летний сезон, при лодочных станциях, часто устраиваются в пожарные части.
«Ребята к нам идут охотно, потому что все знают, что у нас в колледже и процесс обучения, и воспитательная работа очень серьёзно поставлены», – с гордостью говорит Светлана Ивановна.
Поднять престиж рабочих специальностей
Престиж рабочих профессий – это фундамент стабильной и процветающей экономики, считает Скарга. В современном мире, с его инновациями и высокими технологиями, часто незаслуженно забывают о тех, кто создает материальные блага, кто обеспечивает функционирование инфраструктуры, кто, в конечном счете, делает нашу жизнь комфортной и безопасной, и потому восстановление престижа рабочих специальностей – это стратегическая необходимость. Дефицит квалифицированных рабочих кадров уже сегодня ощущается во многих отраслях. И эта тенденция будет только усиливаться, если мы не изменим отношение общества к труду токаря, сварщика, строителя, шахтера.
«Достойная заработная плата и современные условия труда – это еще не все. Необходимо формировать в обществе культ труда. Рассказывать об успехах рабочих, об их вкладе в развитие страны, показывать примеры профессионального мастерства и преданности своему делу. Только тогда мы сможем изменить отношение к рабочим профессиям и привлечь в них новые поколения талантливых и амбициозных специалистов», – говорит Светлана Ивановна.
Кстати,
за многолетний труд, за вклад в дело обучения, развития и воспитания подрастающего поколения Светлана Скарга удостоена многих наград. Светлана Ивановна – заслуженный работник народного образования КЧР, почётный работник начального профессионального образования РФ.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет