Пропавший без вести
Родным Рамазана Болатчиева так и не известно, выжил ли он на войне
Жила в ауле Верхняя Мара семья Болатчиевых. Вместе с женой Джюджек Мырзабек Болатчиев растил пятерых сыновей. Супруги отличались исключительным трудолюбием и детей своих приучали трудиться. Говорят, у них первых в ауле появился дом под железной крышей. Все ребята были хороши. Когда подросли, стали обзаводиться своими семьями, строиться…
Самым красивым в Верхней и Нижней Маре слыл сын Мырзабека Рамазан. Окончив в Микоян-Шахаре педучилище, он стал учителем в Верхней Маре. Проработав в школе два года, поступил в военное училище во Владикавказе. Рамазан очень любил лошадей, любого коня мог приручить, поэтому решил посвятить себя службе в кавалерии. После училища продолжил учёбу в Ростове-на-Дону. И в ауле потом долго вспоминали, как однажды Рамазан вместе с десятью товарищами-курсантами приехал проведать родных и показывал такие чудеса джигитовки, которые сельчане никогда не видывали!
Будучи курсантом, Рамазан женился на замечательной девушке из Теберды Ханымсат. По окончании училища Болатчиев по распределению попал на Кушку, в Туркестан. Оставив супругу в Кисловодске, он отправился служить на границу.
Потом его направили в Ленинградский военный округ, куда он забрал любимую Ханымсат. В июне 41-го, уже понимая, что войны не миновать, Рамазан решил отправить жену с полугодовалой дочкой домой, на Кавказ. Трудное было расставанье на вокзале. Они оба понимали, что, может быть, видятся в последний раз.
Вот поезд «Ленинград – Ростов» дал последний гудок. Вот замелькали окна вагонов. Вот поезд скрылся из вида. И Рамазан поехал в казарму. Его ждали дела – не так просто быть заместителем начальника погранзаставы.
Ханымсат с малышкой ехала домой, а в голове складывались строчки песни-плача (кюу). Что её ожидает? Сможет ли она с ребёнком добраться домой? Уцелеет ли любимый? Перед глазами, как в кино, проходили кадры их недолгой совместной жизни. Жизни, полной счастья. Будут ли теперь такие дни? И Ханымсат сама себя убеждала: будут, надо только верить, молиться, чтобы Рамазан вернулся…
Война настигла Ханымсат в дороге. Поезд, на котором она ехала в Ростов, попал под бомбежку. Грохот, скрежет металла, огонь, крики и стоны людей… Она в ужасе бежала, прижимая к себе ребенка. Куда, в какую сторону идти?! Спросив во встречной деревне дорогу, она пешком двинула домой. В станицах по дороге её пускали на ночлег, давали поесть. Иногда кто-то подвозил ее на подводе, а то и на машине. И везде уже чувствовалось дыхание войны: ехали военные, везли снаряды. Ханымсат потеряла счёт дням, неделям… Она шла, а мысли были о Рамазане: где он, что с ним, долго ли продлится война? И когда измученная, с разбитыми в кровь ногами Ханымсат добралась домой, услышав об этом, весь аул собрался в доме Болатчиевых. К тому времени Мырзабека уже не было в живых (он умер в 1936-м). Но была мать, Джюджек, которая теперь ждала весточек от ушедших на фронт сыновей, в том числе Рамазана…
Вскоре они стали получать вести с фронта – извещения: «Мужайтесь, ваш сын Наиб погиб смертью храбрых». Такие же «похоронки» пришли на Эгиза (Магомета), Шагъмана. Что касается Рамазана, то пришло извещение, что он пропал без вести. И вылился стон сердца Ханымсат в горькие слова песни-плача по своей любви, по несбывшимся своим мечтам…
Вернулся с фронта из пяти сыновей только Эреджеб. Рядовой, он попадал в плен, откуда бежал, снова воевал, дошёл до Берлина, участвовал во взятии рейхстага. После войны нашёл своих в Казахстане.
В начале семидесятых приехала к Эреджебу чёрная «Волга». Вышедшие из нее трое человек из НКВД показали фотографию Рамазана и спросили: «Знаете ли вы его?» Когда Эреджеб и его сын Парисбий сказали, что знают, их посадили в машину и повезли в село Николаевка, где была администрация. Там продолжился разговор о Рамазане. Но на вопрос Эреджеба о том, где его брат, что с ним, ему ответили: «Вам знать это не нужно». До сих пор родным неизвестно, погиб ли Рамазан или выжил в Великую Отечественную. Если остался жив, то как сложилась его судьба? Об этом остаётся только гадать.
Дочка Рамазана умерла во время депортации. Ханымсат долго была безутешна. Потом Болатчиевы как-то потеряли её след.
Спустя годы на каком-то торжестве в Карачаевске Парисбий неожиданно встретил Ханымсат, которую сразу же узнал. Она изменилась, но осталась такой же стройной, миловидной. Они очень обрадовались встрече. Ханымсат повела Парисбия к себе домой. У неё было чисто, уютно. Этому он не удивился. Она всегда была очень трудолюбивой, чистоплотной. Его удивило другое. Ханымсат была замужем второй раз, но в комнате на столе стояли два портрета: дяди Рамазана и Рамазана и Ханымсат. Будучи замужем за другим, она хранила эти портреты. И на просьбу Парисбия отдать их ему она ответила отказом…
Незадолго до смерти Парисбий собрал детей, внуков и на двух машинах повёз их в аул Верхняя Мара на кладбище. Там он показал могилу Мырзабека и сказал, чтобы помнили, молились за него и детей его. Завет Парисбия исполняется. Внуки и правнуки посещают могилу, вспоминают дедушку, его героических сыновей. А сын Парисбия Хасанбий рядом со стареньким памятником поставил новый.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет