День республики № 115 от 11.10.2025

У подножия старинной башни

В станице Красногорской прошел межрегиональный историко-культурный фестиваль «Кавказский рубеж»

11 октября в 08:09
1 просмотр
На казачьем подворье
На казачьем подворье
Источник — Фото Светланы КИЛБА

Фестиваль, состоявшийся на площадке у сторожевой башни XIX века, на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника имени М. О. Байчоровой, был организован Российским военно-историческим обществом в КЧР и Министерством культуры республики.

Программа «Кавказского рубежа» была обширна и включала этнические подворья, воссоздающие быт и традиции местных народов, спектакли с полным погружением в эпоху, мастер-классы от ремесленников – гончаров, ткачей, ювелиров, работающих по старинным технологиям, выступления реконструкторов с оружием и снаряжением, дегустацию блюд национальной кухни и т. д.

Казачий двор

Казаки из Урупского района привезли не только утварь и угощение. Зоя Усова, Валентина Биджиева, Александр Шунин, Мария Осипова, Мария Литвинова, Наталья Абазалиева, Елена Усова и Татьяна Самалевич вместе с руководителем ансамбля «Урупчанка» Андреем Подтелкиным и юным танцором Савелием Фроловым представили гостям фестиваля старинные казачьи народные песни и обряды.

Молодой казак тренируется с шашкой
Молодой казак тренируется с шашкой
Источник — Фото Татьяны ИВАНОВОЙ

Яркие костюмы, звенящие голоса и искренние улыбки участников ансамбля мгновенно перенесли зрителей в атмосферу казачьей станицы. Звучали песни, рассказывающие о жизни, любви, труде и воинской доблести казаков. Каждое слово, каждая нота были пронизаны любовью к родной земле и уважением к своим предкам. Особое впечатление произвели старинные обряды, воссозданные участниками ансамбля с поразительной точностью. Не обошлось и без зажигательных танцев, в которых юный Савелий Фролов продемонстрировал не только мастерство, но и неподдельную страсть к народному искусству. Гости фестиваля не скупились на аплодисменты, восхищаясь талантом урупских казаков. Многие признавались, что именно такие выступления пробуждают патриотические чувства и заставляют задуматься о своих корнях.

Черкесский двор

«Мы сегодня показываем, как через игры горцы-черкесы обучали детей. Это были игры на силу, на меткость, на скорость и на ловкость», – рассказала начальник отдела культуры Хабезского района Анна Даурова. Демонстрировать горскую ловкость предстояло участникам народного ансамбля танца «Ашемез» Султану Борсову, Аслану Хамдохову, Айтечу Варкажокову и Анзору Тхагапсову, директору музея Хабезского района Аслану Хутову и артисту черкесского театра Азрету Мамижеву.

На черкесском подворье звучат народные песни
На черкесском подворье звучат народные песни
Источник — Фото Светланы КИЛБА

И «Ашемез» ворвался на площадку, мгновенно преобразив ее в арену древних состязаний. Звон бубенцов, ритмичный стук барабанов и гортанные выкрики музыкантов создавали атмосферу оживленной горной деревни, где каждый мужчина с детства готовился стать воином, охотником, защитником своего рода. Тут были борьба на поясах – зрелищная демонстрация силы и ловкости. Каждый захват, каждое движение пронизано вековым опытом. Также гостям показали мастер-класс стрельбы на дальность и меткость. Упражнение, требующее не только силы, но и безупречной координации и точности. Также горцы продемонстрировали искусство владения кинжалом, древним символом горской чести и доблести.

Ногайская юрта

Адлер Туркменов, сотрудник отдела культуры Ногайского района, рассказал нам, что в ногайскую экспозицию входит убранство юрты. Ногайские костюмы демонстрировали девочки из фольклорного ансамбля. Эти костюмы подготовил народный театр национального костюма «Суьюмбийке» из районного Центра культуры и досуга Ногайского муниципального района под руководством Асият Еслемесовой. Девушки показали обряд «Одевание невесты». Во время этого обряда девушка снимает свою девичью шапочку «такья» и надевает платок замужней женщины «тастар», старшие снохи надевают свадебные украшения невесте, расплетают косу и заплетают две тугие косы. Голову накрывают платком и надевают шапочку невесты, которая входит в приданое и очень ценится.

На ногайском подворье демонстрируется в работе приспособление для перемалывания кукурузы в муку
На ногайском подворье демонстрируется в работе приспособление для перемалывания кукурузы в муку
Источник — Фото Татьяны ИВАНОВОЙ
Карачаевский двор

Карачаевский двор был самым обширным, ведь экспонаты для него привезли из Учкулана, где директор местной школы Сосланбек Джанибеков десятки лет собирал старинную карачаевскую утварь. Теперь музей возглавляет Аминат Хубиева, его племянница.

Этот двор сразу притягивал взгляд своей основательностью. Здесь, под открытым небом, разместились потемневшие от времени деревянные сундуки с коваными узорами, массивные столы и лавки, помнящие тепло рук многих поколений карачаевцев. Вдоль стен красовались ковры ручной работы, каждый из которых рассказывал свою неповторимую историю.

На карачаевском подворье исполняется песня косарей
На карачаевском подворье исполняется песня косарей
Источник — Фото Светланы КИЛБА

Особое место занимала коллекция старинной посуды – медные кувшины, глиняные горшки, деревянные чаши, украшенные тонкой резьбой. Каждый предмет, казалось, хранил в себе дух прошлого, напоминая о традиционном быте и укладе жизни горцев. Воздух был пропитан ароматом дерева и трав, создавая ощущение погружения в атмосферу старинного карачаевского жилища.

Аминат Хубиева, унаследовав от своего дяди любовь к истории и культуре своего народа, с гордостью рассказывала посетителям о каждом экспонате, повествуя о его происхождении и значении в жизни карачаевцев. Ее рассказы оживляли предметы, делая их не просто музейными экспонатами, а живыми свидетелями минувших эпох.

На фестивале была широко представлена национальная кухня народов КЧР
На фестивале была широко представлена национальная кухня народов КЧР
Источник — Фото Татьяны ИВАНОВОЙ

Благодаря усилиям Аминат Хубиевой сегодня музей имени Сосланбека Джанибекова продолжает пополняться, притягивая все новых и новых посетителей, желающих прикоснуться к истории и культуре карачаевского народа. Он стал не просто музеем, а настоящим центром сохранения и популяризации национальных традиций.

Абазинский двор

Абазинский двор был поделен на женскую и мужскую половины. На мужской половине у очага были выставлены работы мастера Амира Биджева: меч, щит, оружие воина. Директор Центра культуры и досуга Абазинского района Сусанна Шаева рассказала, что на их дворе будет проходить мастер-класс по изготовлению трещоток и показан старинный обряд «Развязывание языка невестки» – когда свёкор в доме, когда он посчитает нужным, разрешал невестке разговаривать с ним. При этом со дня свадьбы могло пройти десять лет, а иногда и больше.

На абазинском подворье показывают застольные традиции
На абазинском подворье показывают застольные традиции
Источник — Фото Светланы КИЛБА
Реконструкторы

Владимир Бражников из Пятигорска больше двадцати лет сам делает доспехи и выезжает на исторические фестивали. Тематика его широкая: от Рима до XVII века. «Это мое хобби и работа. Сейчас вы не найдете ни одного реконструктора, кто занимается одной эпохой. Начинаешь с одной, потом хочется попробовать другую. Да ещё выбираешь, например, в Риме: либо Рим, либо варвары, – рассказывает он. – Вот сейчас любимая моя эпоха – это турки с московитами и московиты с поляками. Я клинки не делаю, только доспехи».

А его коллега по увлечению Александр Бандуров заведует в Пятигорске, в творческом объединении «Бештаунит», отделом истории реконструкции. Он увлекся оружием двадцать лет назад, когда ему было шестнадцать. Сейчас занимается Русью XIII века, но тематика в последнее время расширилась.

Выставка оружейной мастерской г. Пятигорска
Выставка оружейной мастерской г. Пятигорска
Источник — Фото Светланы КИЛБА

– Была ли попытка проверить вооружение в тренировочном бою? – спрашиваем у реконструкторов.

– Еще бы, – кивает Владимир. – Это травмоопасный спорт: на доспехах до сих пор остались вмятины и зарубы, но, к счастью, серьезно никто не пострадал.

Ольга Добровольская – тоже из «Бештаунита». У нее имеется псевдоним «Радуга». Вместе с подругами Радуга шьет костюмы и платья по технологиям Средневековья, любит стрелять из луков и водить хороводы…

Разгар праздника

Ярким акцентом фестиваля стали народные танцы. Под звуки зажигательной музыки каждый желающий мог попробовать себя в исполнении лезгинки, кабардинки и других традиционных танцев народов Кавказа. Вечерняя программа фестиваля завершилась красочным гала-концертом, в котором приняли участие лучшие фольклорные коллективы Карачаево-Черкесии и других регионов Северного Кавказа. Со сцены звучали народные песни на разных языках, переплетающиеся с мелодиями старинных инструментов. Зрители с восторгом принимали каждое выступление, щедро одаривая артистов аплодисментами.

Юные артистки готовятся к выступлению
Юные артистки готовятся к выступлению
Источник — Фото Татьяны ИВАНОВОЙ

Фестиваль «Кавказский рубеж» стал настоящим праздником культуры и традиций, объединившим людей разных возрастов и национальностей.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2025 военно-историческая реконструкция историко-культурный фестиваль историко-этнографический фестиваль "Кавказский рубеж" Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой концерт Красногорская сторожевая башня культурное просвещение культурные мероприятия КЧР мастер-класс межрегиональный фестиваль Министерство культуры КЧР Минкультуры КЧР национальная кухня национальные подворья национальные танцы национальные традиции Пятигорск реконструкторы Репортаж Российское военно-историческое общество Российское военно-историческое общество в КЧР станица Красногорская фестиваль "Кавказский рубеж"