Шляпные истории
На выставке в Адыгее представили более 300 изделий ручной работы
Соломенные и джинсовые, шелковые и фетровые, атласные и бархатные, традиционные и современные, женские и игрушечные головные уборы, а также старинные и коллекционные куклы стали экспонатами выставки «Шляпные истории».
– Это наша четвертая выставка, продолжающая серию выставок авторских кукол под общим названием «Кукольные истории». В этот раз мы сделали акцент на шляпах. Они дополняют образы кукол и различных игрушек, представленных на выставке, а также выступают самостоятельным женским аксессуаром. Шляпы вызывают интерес у людей разного возраста, поскольку представляют разные стили и эпохи, отражают традиции разных народов, способствуют межкультурному пониманию, – рассказала организатор выставки коллекционер и руководитель АНО «Дом-музей кукольных историй» Галина Яровая.
Эпохи и стили
Среди представленных на выставке работ особое место занимает коллекция Галины Шириповой из Геленджика. Мастерица много лет занимается возрождением древнерусского прикладного искусства – соломенного зодчества.
В Древней Руси во времена язычества солома была одним из самых популярных материалов для изготовления кукол и оберегов. А сегодня в умелых руках мастерицы солома, листья кукурузы и даже иголки сосны стали основой для декоративных изделий. Среди «хрустящих» шедевров всевозможные головные уборы – панама, цилиндр, картуз, шляпка-таблетка, ободок, повойник и многие другие.
Галина Ширипова использует несколько видов плетений и дополняет их искусно сделанными украшениями – соломенными цветами, куколками, ленточками и прочим.
Примеряя соломенную шляпку из коллекции мастерицы (а на выставке это можно было сделать), посетительницы, не обладающие длинными волосами, могли представить себя с косами ниже пояса, тоже сплетенными из растительных материалов.
Очень необычную шляпку продемонстрировала на выставке мастерица Евгения Быкова: тулью женской шляпы из черного фетра украшает головка прелестной куколки в стиле 20-х годов прошлого века. Как рассказала Евгения, такие будуарные куклы были необычайно популярны в США в 1920-30-е годы – эпоху джаза и гангстеров. Подобные куклы были рассчитаны не на детей, а на светских львиц, которые могли себе позволить столь дорогую игрушку. Было невероятно модно носить кукол с собой на вечеринки, причем игрушка повторяла наряд своей хозяйки. Головки кукол тоже становились модным аксессуаром – они украшали шляпы, сумочки и даже наряды в качестве брошей.
– Лица таких кукол делались из прессованной ткани, обтягивались шелком и расписывались красками с характерным макияжем «смокиайз» в стиле того времени. В мире сохранилось очень мало будуарных кукол, они невероятно дорогие. Я сделала похожую головку куклы – слепила основу из быстро затвердевающего пластика, обклеила ее папье-маше, обтянула натуральным шелком и нарисовала макияж, – рассказала Евгения Быкова.
Также на выставке мастерица представила раритетных кукол из своей частной коллекции. Четыре куклы воплощают образы сестер Марч из произведения Луизы Мэй Олкот «Маленькие женщины». Куклы сделаны из японского фарфора в 1980-е годы.
– Это так называемые куклы «чайнадолл». Названы они так потому, что фарфор был изобретен в Китае – China, хотя зачастую к этой стране сами изделия никакого отношения не имели. В набор входили голова куклы с плечиками и руки из фарфора, а также выкройки, чтобы девушки могли сами смастерить тело куклы и наряд для нее, – пояснила Евгения Быкова.
Наряды для сестер Марч в соответствии с эпохой того времени мастерица делала сама, каждое платье и головной убор подчеркивают характер и судьбу героини. Например, старшая из сестер Джо сочиняет пьесы и рассказы, она самостоятельна, отрицает институт брака, потому ее наряд и шляпка более строгие по цвету и лаконичные в деталях. Нежная и музыкальная Элизабет умерла молодой, она представлена в образе невесты. Мэг и Эми, которые обрели свое счастье, самые нарядные в этой четверке: их пышные платья в голубом и розовом цветах дополняют нарядные шляпки, украшенные цветами.
Вся жизнь – театр
А шляпки Валерии Подлепич жители Майкопа могли видеть на сцене Пушкинского народного дома. Эта мастерица – художник декоративно-прикладного искусства, театральный бутафор – долгое время проработала художником-декоратором Русского государственного драматического театра им. А. С. Пушкина. Для спектаклей она создала немало шляп разных фасонов, но самые любимые ею – женские капоры начала XIX века.
– Капор «родился» из скромного головного убора служанок – чепчика, который позже переместился на головки их хозяек. Дамы выходили к завтраку в чепчике, который мог прикрывать накрученные на волосы папильотки. Постепенно чепец трансформировался в капор, пик популярности которого пришелся на период с 1815 по 1840 год, – рассказывает организатор выставки Галина Яровая.
В коллекции Валерии Подлепич шляпки-капоры выполнены как в натуральную величину, так и в уменьшенном виде – для кукол. Но и в том и в другом случае проработаны малейшие детали головного убора. Один из самых ярких экспонатов, представленных на выставке, – розовый капор, богато декорированный по внутренней части цветами, искусно изготовленными из атласных лент. Конечно, такая красота была тяжеловесна для ее носительницы, но мода диктовала свои законы. Цветы были любимы женщинами во все времена, и как бы ни трансформировался капор, без них редко обходились эти шляпки: они лишь «перемещались» с внешней стороны головного убора внутрь и обратно.
Другая модная деталь подобных шляпок того времени – перья птиц, которых сотнями истребляли ради женских головных украшений. В коллекции Валерии тоже есть шляпка с пером страусиным, но сама птица при изготовлении головного убора не пострадала.
Русские кокошники, адыгские шапочки
Сценические национальные головные уборы представила на выставке мастер золотошвейного искусства, заслуженный работник культуры Адыгеи Ольга Плетнева, в недавнем прошлом педагог ДПИ Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Тхабисимова. Для дипломных спектаклей студентов театрального отделения Ольга Леонидовна создавала национальные головные уборы, среди которых русские кокошники.
– В старину головные уборы делились на женский и девичий. Закрытые с двух сторон кокошники носили замужние женщины, которые согласно традиции должны были скрывать свои волосы. У незамужней девушки задняя часть кокошника была открыта, из-под него выглядывала коса, по которой можно было судить о здоровье будущей невесты, – рассказывает Ольга Плетнева.
Головные уборы мастерицы – преувеличенно яркие, чтобы их можно было разглядеть зрителям, но основаны на народных кокошниках, которые в старину мастерицы расшивали речным жемчугом, бисером, золотыми нитями и т. д.
– Это были дорогие уборы, ведь золотая нить в вышивке содержала настоящее золото и серебро. Когда Петр I запретил дамам появляться на ассамблеях в народных костюмах, заменив их европейским платьем, многие дворяне отдали свои наряды и кокошники челяди. У простого народа эти головные уборы долго хранились, передавались от матери к дочери и использовались в основном в свадебных обрядах, – говорит Ольга Леонидовна.
Адыгские национальные шапочки мастерица много лет изготавливала для артисток Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс». Эти головные уборы сделаны из бархата с галунами из золотых нитей.
– Черкешенки ткали золотые галуны сами. Для этого использовали специальные дощечки с дырочками, куда пропускалась тончайшая нить толщиной не больше человеческого волоса. Дощечку перекручивали, и нити переплетались. Для украшения платья или шапочки требовались многие метры такого галуна, – отмечает Ольга Плетнева.
Проработав почти 30 лет в Национальном музее республики, мастер золотого шитья досконально изучила представленные там национальные головные уборы, но в сценический реквизит привносила свои новшества.
Аленький цветочек
Если женские шляпы, созданные в натуральную величину, привлекали внимание посетителей в первую очередь, то маленьким шляпкам на куклах, медвежатах и других игрушках нужно было уделить особое внимание. Но оно того стоило. Медведи Марии Кропотовой, вязанные спицами человечки Татьяны Цыганковой, мальчишки-мечтатели Ольги Боровик, стильные подружки Татьяны Сементиной очаровывали своими милыми мордашками и восхищали тонкой работой небольших, но продуманных головных уборов.
Наряды и шляпы продемонстрировали студенты колледжа искусств. «Карнавальная феерия», «Бабочка», «Морская вода», «Аленький цветочек» и другие модели воплотили почти все цвета и эмоции настоящего карнавала.
Татьяна ФИЛОНОВА,
Газета «Советская Адыгея».
Добавим
Кульминацией выставки стал показ коллекции дизайнера и модельера из Москвы Ирины Гончаровой «Иллюзия карнавала». Ее коллекция получила Гран-при на престижной международной специализированной выставке головных уборов «Шапо-2016». Необычные модели привезли в Майкоп специально к открытию выставки «Шляпные истории».
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет