День республики № 120 от 23.10.2025

Давайте будем верить в сказки

Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесии открыл сезон итальянской комедией масок

23 октября в 08:08
3 просмотра
Экспромт на сцене: поздравление с днем рождения актрисы Русского театра Мариям Халкечевой
Экспромт на сцене: поздравление с днем рождения актрисы Русского театра Мариям Халкечевой
Источник — Фото автора

Всякое было в нашем театре, и комедии, и трагедии, и эксперименты всякие, а вот такого и не припомню. В общем, показали у нас commedia dell’arte, по-русски говоря, комедию масок по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея». Посмотрели мы постановку и спешим поделиться впечатлениями.

Сказка для взрослых

Сам автор определил жанр своей пьесы как сказку. Причем в предисловии отмечал, что именно такой формат нравится публике, несмотря на злобство мэтров театральной драматургии того времени, среди которых был и знаменитый Гольдони, радевший за пьесы «правильные и ученые». Хорошо, возможно, скажете вы, непритязательной публике восемнадцатого века были интересны сказочные интермедии Гоцци, но неужели они будут близки нам, людям века двадцать первого, познавшим Чехова и Горького, Миллера и Сартра? Однако отвлекитесь от сказочной мишуры, вглядитесь в суть сказки и станет ясно, что проблемы, которые ставит Гоцци, не потеряли за триста лет своей актуальности. И сейчас, и триста, и тысячу лет назад семья была и остается основой человеческого бытия. И условием построения и сохранения семьи была не просто любовь, а доверие и понимание между супругами. И от мужчины зависит, будет ли его благоверная доброй феей или гадюкой подколодной, равно как и женщина может сделать супруга царем, а может превратить в гаражного тролля. Что? Говорите, сейчас народ напропалую разводится и детей рожать не хочет? Ну так тем более, стоит сбить с себя спесь «умников-чехововедов», расслабиться и посмеяться над хохмочками Панталоне, а потом взять, да и подумать над правильностью своего бытия и, быть может, внести кое-какие коррективы.

Демиурги

Надо отдать должное Хасану Биджиеву, который мастерски подбирает режиссера для воплощения своих творческих задумок. Ну, согласитесь, кто мог поставить «Сон в летнюю ночь» лучше Елены Кузиной, собаку съевшей на Шекспире! Теперь этот спектакль включен в Золотой фонд театральных постановок России. А это не халам-балам! Вот и сейчас, трудно было найти лучшего режиссера для постановки сказки Гоцци, чем Дмитрий Рагимов, за плечами которого «Любовь к трем апельсинам» на столичной сцене и недюжинный опыт актерской и режиссерской работы, включая руководство театром-студией «Белая обезьяна», фишкой которого является как раз комедия масок.

Для постановки спектакля Рагимов подтянул целую команду. Молодую и креативную. За сценографию отвечала Анна Новикова, разработкой костюмов занималась Полина Ханевская, ну а музыку к спектаклю написал актер и композитор Иван Авдеев. Кстати, хорошей традицией нашего театра стало приглашение в конце спектакля на сцену не только режиссера, но и всей команды, задействованной в подготовке и сопровождении спектакля. В конце концов, страна должна знать своих героев.

Из чрева Эльбруса

Команде Рагимова удалось удачно развить в спектакле элементы, придуманные Гоцци, но для автора являвшиеся более чем второстепенными. Так, действие пьесы происходит в Тифлисе. Понятно, что для драматурга это место особого смысла не имело, было такой абстракцией, какими-то «куличками», которые находятся «где-то высоко в горах, но не в нашем районе». Режиссер же прекрасно развил эту тему. Тифлис – это Грузия, Грузия – это Кавказ, Кавказ – это Эльбрус. Сим-сала-бим! И вот все эти Тартальи-Панталоне облачаются в гарные черкески и превращаются из чужаков-итальянцев в наших родимых земляков. Сам же Эльбрус стал единственной декорацией на сцене, из чрева которого выходили и туда же возвращались герои спектакля. Все гениальное – просто!

Дорогу молодым

Хасан Якубович обронил в разговоре после спектакля, что сильно рисковал. Распространяться о рисках не стал, сославшись на то, что спектакль состоялся и слава Богу. Однако, переживать было за что. В постановке были задействованы аж три молодых актера, только что из колледжа искусств, для которых это был первый спектакль.

Зак Гужев сыграл тифлисского царя Фаррускада, а Снежана Сапельникова – его супругу, царицу Эльдорадо Керестани. Заметьте, это главные, наиболее драматичные роли. На них лежала важная миссия донести до публики моральную составляющую пьесы, удержать в сценическом действе паритет с комедийной, шутовской стороной. И это было непросто, поскольку в борьбе серьезного и шутовского им противостояли лучшие актеры театра, которые отрывались по полной, доставляя неимоверное удовольствие зрителям!

Дине Гаппушевой достались роли феи Дземины и Реции, дочери Фаррускада – персонажей второго плана, но с важной функциональной нагрузкой. Весь спектакль она играла в тандеме с опытной Юлией Турубаровой (фея Фардзина и Бедредин), так что приходилось соответствовать.

Но ничего, ребята отработали спектакль на одном дыхании, более чем достойно. Публика рукоплескала, а это, согласитесь, главная оценка.

На самом деле, вызывает восхищение очень грамотно выстроенное взаимодействие на сцене опытных и молодых актеров. Мягкое, очень корректное, но при этом серьезное. Играли по-взрослому, без поблажек, но при этом не затмевая своим мастерством, поддерживая, давая возможность молодым раскрыть свой потенциал. Именно таким, строгим, но внимательным и должно быть наставничество.

С возвращением!

Думаю, все местные театралы были рады возвращению на сцену Олега Кибирева. За плечами у Олега СВО, госпиталь, реабилитация… Что и говорить, нетеатральный период был очень непростым для любимого актера. Тем радостнее была встреча со зрителем. Роль Панталоне Гоцци написал, мне кажется, специально для Кибирева. Тандем Олега со Степаном Дубицким (министр Тарталья, предатель Бадур) держал зрителей в хохотательном напряжении весь спектакль! Представляете, как тяжело было «влюбленной паре» Снежане и Заку держать «оборону морали» на одной сцене с такими оппонентами?

Сюрприииииз…

Экспромт является признаком хорошего театрального стиля. А в этом спектакле был супер-экспромт, когда посреди театрального действа зрителям сообщили, что именно сегодня у Мариям Халкечевой день рождения. Остроты добавило то, что именно в этот момент актриса была на сцене в колоритном образе сварливой жены «министра-иноагента» Бадура. Наверное, это было лучшее поздравление, о котором может мечтать любой артист.

Да будут музыка и танцы

Раз уж речь зашла о Мариям (Канцаде), стоит отметить ее чудесный музыкальный дуэт с Шамилем Алиевым (Торгул). И хотя пели и танцевали на сцене все, именно эта пара задавала нужную планку, именно их музыкальные номера придали спектаклю особый шарм.

Песня «Убили негра» рок-группы «Запрещенные барабанщики», позволила режиссеру убить сразу нескольких зайцев. Забойная песня добавила нужную долю андеграунда и помогла выдержать стилистику комедии дель арте. Во-вторых, несчастный негр из песни коррелировал с фигурой захватчика и разрушителя фаррускадовского царства, тоже оказавшимся негром. И хотя на сцене чернокожий товарищ не появлялся, образ этого агрессора был удачно обрисован как раз этой песней.

Самое время упомянуть хореографию и высказать респект Марине Христенко. Именно благодаря танцу удалось раскрыть образ принцессы-воительницы Канцаде, антипода своего брата, царя-недотепы Фаррускада, чуть было не профукавшего все, что можно было профукать – жену и царство, личное, семейное и общенародное счастье. Мариям Халкечева прекрасно исполнила сложный микс элементов танца и боевых искусств. Сомнений не было: такая женщина сможет защитить страну!

Маски

Ну как же говорить о комедии масок и не сказать о масках? Маски были, причем разные – чего стоит только роскошная носатая маска Панталоне! Костюм змеи, в которую превратилась Керестани и которую должен был целовать Фаррускад, тоже добавила нужного колорита. Благодаря очень условным, но вполне понятным маскам-фигурам Снежана с Юлией моментально превращались из феечек в фаррускадовскую детвору. А каков великан, которого должен был победить Фаррускад в ходе своей трансформации из царя-лузера в настоящего мужчину?! Опять же прекрасная условность – размалеванная голова и лапы на палках, которыми орудовали Степан и Мариям с Шамилем. Вся троица была так уморительна, что сцена битвы стала чуть ли не самым ярким моментом спектакля.

Что в остатке?

Спектакль подобен борщу. В нем много разных ингредиентов, которые должны находиться в гармоничном единстве. И мне кажется, здесь всего было в меру. Вдоволь посмеявшись, придя домой, почувствовали хорошее послевкусие – от игры актеров, от музыки. И, самое главное, появились темы для разговора со своей второй половиной и, конечно же, с подрастающим поколением: что такое любовь, какая должна быть семья и какие отношения должны быть между супругами. Разве не этого хотел триста лет назад Карло Гоцци? Разве не этого сейчас добивался худрук, режиссер и вся театральная команда? Так что, друзья, давайте верить в сказки!

Кстати,

на следующий день после премьеры наши артисты отправились на международный театральный фестиваль «Южная сцена», который с 13 по 18 октября проходил в Нальчике. Свои работы здесь представили театры Абхазии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, Чеченской Республики. Наш спектакль вызвал живой интерес зрителей. А Степан Дубицкий и Олег Кибирев признаны лучшим актерским дуэтом. Поздравляем!

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
2025 впечатления Дмитрий Рагимов комедия комедия масок КЧР режиссёр Рецензия Русский театр драмы и комедии КЧР спектакль спектакль "Женщина-змея" театр театральная постановка театральное искусство театральный сезон