День республики № 122 от 28.10.2025

Отказаться от ложных догм

Какой же все-таки должна быть российская школа?

28 октября в 08:04
2 просмотра
В современной школе необходимо создать условия для развития талантов
В современной школе необходимо создать условия для развития талантов
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Современная российская школа находится в состоянии непрерывной реформы. Ключевым вызовом является поиск баланса между традициями и инновациями. Об этом наш разговор с учителем истории, отдавшим школе более полувека, Валентиной Лещенко.

– Валентина Ивановна, я регулярно бываю на августовских совещаниях и не устаю удивляться ежегодной смене направления педагогических трендов.

– Я принадлежу к тем педагогам, кто работал ещё в советское время, мне есть с чем сравнить. Я работала с 66-го года. Было 10 классов, потом появились 11 классы, пятница была днем практики на заводе НВА, наши дети занимались сборкой деталей, получали удостоверение слесаря-сборщика. Но федеральные государственные стандарты с тех пор менялись десятки раз. Был в советское время единый учебник. Затем зачем-то ввели разные. В 2008 году мы были в Москве, в Академии повышения квалификации. И там был учебник истории, составленный Даниловым. Хороший учебник, но, увы, к нам он так и не дошел. Приходилось учить по другим. Менялись десятки раз и методы преподавания. В 60-х, 70-х, 80-х годах, скажем, до распада СССР, учитель имел какой-то статус, потом было время, когда ребенка нельзя было попросить доску вытереть и подмести класс…

– Но в итоге дети недоумевают: зачем в школе дают такую прорву знаний?

– Да, дети редко мотивированы на учёбу. Большинство вообще не захотят учиться, когда вокруг столько развлечений. А государству нужны миллионы хороших специалистов – инженеров, врачей. И, наверное, давно пора вспомнить, что школа – государственная структура первичной подготовки кадров, и не придумывать глупые тренды. Отказаться от ложных догм, победивших у нас в 90-е годы, о том, что ребенок сам может выбрать себе «индивидуальную образовательную траекторию». Ребенок любопытен, склонен к игре, но он не обладает зрелым взглядом на мир. Ребенок нуждается в мудром руководстве опытного педагога, который способен распознать его склонности и таланты, но при этом не позволит ему уклониться от освоения базовых знаний, необходимых для успешной интеграции в общество.

– Но индивидуализация обучения сегодня тоже один из «трендов» …

– Да, но она должна заключаться не в отказе от общеобразовательных программ, а в возможности углубленно изучать интересующие ученика предметы. Я считаю, надо вернуть приоритет фундаментальному образованию, укрепить роль педагога-наставника, создать условия для развития талантов – вот задачи, стоящие перед современным образованием России.

– А какую проблему современной школы вы считаете главной?

– Разумеется, это падение престижа профессии педагога и педагогического поприща. Там, где учителя превращают в обслуживающий персонал, престижа профессии нет, и не может быть. Ни для кого не секрет, что у выпускников давно сложилось стойкое мнение о том, что поступать в педагогический – это «полный отстой». Сегодня туда идут те, кто не поступил в более «престижный» вуз, а в итоге в наши школы приходят учителя, которые не любят свое дело, не любят детей и просто отбывают в школе ежедневную повинность. В советское время при поступлении конкурсы были! Я поступала в педучилище, конкурс 9 человек на место был! Отбирали лучших. Институт я окончила в Ставрополе в 1974 году. Там тоже был конкурс. И в вузе мне дали такие знания, что я до сих пор с благодарностью всех учителей вспоминаю, которые заложили во мне основу. А недавно я прочитала, что сейчас преподавать могут студенты третьего курса.

– Но как изменить положение?

– Пока учитель получает столько же или даже меньше, чем доставщик пиццы, курьер или кассир в супермаркете, толку не будет. Средняя зарплата у нас 16375 рублей. Сейчас новая будет оплата, выходит где-то 21500. Разница небольшая. Это ставка. Любой задастся вопросом: «Зачем тогда диплом педвуза?» Но ведь все взаимосвязано: чем ниже доход учителя, тем ниже престиж профессии, тем меньше конкурс в педвузах, куда будут поступать те, кто не смог найти что получше. Вопрос зарплаты и престижа профессии – две стороны одной медали.  Еще одна проблема школы – бюрократия.

– Что же нужно для возвращения к нормальным истокам?

– Возвращение школы к нормальным истокам – это переосмысление самой концепции образования. Нужна и система кружков. После войны, когда Япония переживала период масштабных реформ, они заимствовали модели кружковой работы в СССР. Но самое главное – роль педагога. Необходимо повысить престиж профессии учителя, обеспечить достойную оплату труда.

Досье

Валентина Ивановна Лещенко, учитель высшей категории, окончила Ставропольский педагогический институт, преподавала историю и обществоведение в гимназии № 9 Черкесска. Стаж работы в школе более 50 лет. В настоящее время на пенсии.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Валентина Лещенко Есть мнение индивидуальная траектория обучения индивидуальное обучение интервью образование общеобразовательные учреждения оплата труда учителей педагоги педагогическая деятельность педагогические работники педагогическое образование развитие системы образования российская система образования учитель истории и обществознания школа