Если ничего не менять, ничего не изменится
Работа психолога в уголовно-исполнительной системе (УИС) требует особых качеств характера
Эта профессия предполагает два основных направления в работе: психологическое сопровождение заключенных и психологическое обеспечение сотрудников. О том, с какими трудностями при этом сталкиваются специалисты и что помогает им сохранить собственную эмоциональную устойчивость, рассказала сотрудник психологической службы ОФСИН России по КЧР Олеся Халмухамедова.
– Олеся Викторовна, по каким стандартам работает современная психологическая служба УИС в Карачаево-Черкесии?
– На сегодняшний день психологическая служба УИС республики представлена семью специалистами-психологами, имеющими высшее профильное образование. Все они используют как специфические, так и аппаратурные методы для проведения диагностических и психокоррекционных мероприятий. Но главным условием успешной профессиональной деятельности психолога остается постоянное профессиональное и личностное саморазвитие, а также желание работать в этой профессии.
– Какие задачи стоят перед пенитенциарным психологом в работе с осужденными?
– Прежде всего, психологу необходимо проработать мотивацию осужденного для формирования у него определенных жизненных целей, которые он хочет достичь, с пониманием того, какие у него уже есть ресурсы и что он может изменить или развить в себе для достижения этих целей. Человек должен понимать – чтобы изменить жизнь к лучшему, нужно начать с себя и действовать, а если ничего не менять, то ничего не изменится. В этом случае эффективность коррекционной работы будет низкая или кратковременная.
– Кто принимает решение о том, что осужденному необходимо обратиться за помощью к специалисту?
– Законодательно закреплено, что любая психологическая помощь в учреждениях УИС оказывается только на добровольной основе. Инициаторами здесь могут выступать сотрудники учреждения (в том числе психолог) или сами заключенные. В первом случае инициатива проведения профилактической или коррекционной работы – это наличие обстоятельств или информации, которая может способствовать деструктивному поведению осужденного, либо уже свершившийся факт допущенного нарушения лицом, содержащимся под стражей или отбывающим наказание.
– По каким поводам осужденные сами проявляют такую инициативу?
– Чаще всего это дестабилизация в эмоциональной сфере, связанная с переживаниями из-за утраты социально значимых связей, поступления негативной информации из семьи, неуверенности в успешности адаптации в социуме после освобождения.
– Одна из главных трудностей в работе любого психолога – это необходимость работать со сложными эмоциями и тяжелыми историями клиентов. С какими вызовами приходится иметь дело психологу УИС?
– В первую очередь, это наличие стойких алкогольных или наркотических зависимостей, которые уже внесли изменения в личность осужденного. Второе, это низкая мотивация к изменению стереотипа мышления либо привычного способа поведения и стойкая внешне обвиняющая позиция со сниженной критичностью мышления. И здесь нужно быть готовым к агрессии, непредсказуемому поведению или выражению эмоций в ярких и неожиданных формах. Также на стадии знакомства с вновь прибывшим осужденным психолог может сталкиваться с низким уровнем доверия с его стороны, что требует времени, терпения и мастерства психолога для налаживания конструктивного взаимодействия.
– А если речь идет о взаимодействии с несовершеннолетними правонарушителями?
– Подростковый возраст сам по себе сложный как для самого несовершеннолетнего, так и для его близких. Это повышенная возбудимость, склонность к риску, проявление неадекватной реакции в жизненных ситуациях, требующие предельной деликатности и осторожности от психолога. Самое сложное – понять внутренний мир несовершеннолетнего, установить с ним доверительные отношения. Особенно, если это подросток с ярлыком «трудный» или «неуправляемый», который агрессивно взаимодействует с окружающими, пытаясь заявить о себе как о личности или в качестве протеста, не обладая другими навыками реализации данной потребности. В работе с такими подростками сначала нужно разобраться, в чем причина их деструктивного поведения.
– Другое направление вашей работы – психологическое обеспечение сотрудников УИС. Расскажите немного об этом…
– Деятельность большинства сотрудников уголовно-исполнительной системы связана с постоянным общением и взаимодействием с людьми, которые не по своей воле находятся в местах заключения. Специфика данного взаимодействия зачастую является стрессовой, несет в себе эмоциональную нагрузку и приводит к истощению внутренних ресурсов. И здесь имеют значение личностные особенности сотрудника, развитие его волевых качеств, мотивация. Для выявления сотрудников, имеющих признаки хронической усталости, а возможно, и сформировавшегося эмоционального выгорания, психологи учреждений используют методы наблюдения и тестирования с последующими психокоррекционными и психотерапевтическими мероприятиями.
– Есть ли примеры методик или подходов, которые показали себя наиболее эффективными в условиях пенитенциарной системы?
– Скорее, это не отдельные методики, наиболее подходящие для работы в учреждениях УИС, а, в большей степени, выбор и предпочтения конкретного психолога, который там работает. При этом методы, которые связаны с непосредственным физическим контактом психолога с клиентом, например, телесно-ориентированная психотерапия, не всегда уместны или возможны в наших условиях.
– Работая с непростым контингентом, психолог и сам подвержен физическому, эмоциональному и умственному истощению. Как этого избежать?
– Внешние факторы, способствующие эмоциональному выгоранию психолога, – это большой объем работы и высокая ответственность за ее результат. И здесь очень важна ранняя профилактика – осознанное отношение к своим личным границам и понимание значимости своей профессиональной роли. Когда человек видит смысл и цель в деле, которым занимается, риск эмоционального выгорания значительно снижается.
Кстати,
в учреждениях уголовно-исполнительной системы есть специальные психологические подразделения, в задачу которых входит работа с персоналом. Сотрудников информируют о причинах и симптомах выгорания, способах профилактики, учат управлять своим эмоциональным состоянием.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет