День республики № 130 от 18.11.2025

Если ничего не менять, ничего не изменится

Работа психолога в уголовно-исполнительной системе (УИС) требует особых качеств характера

18 ноября в 08:06
 просмотров

Эта профессия предполагает два основных направления в работе: психологическое сопровождение заключенных и психологическое обеспечение сотрудников. О том, с какими трудностями при этом сталкиваются специалисты и что помогает им сохранить собственную эмоциональную устойчивость, рассказала сотрудник психологической службы ОФСИН России по КЧР Олеся Халмухамедова.

– Олеся Викторовна, по каким стандартам работает современная психологическая служба УИС в Карачаево-Черкесии?

– На сегодняшний день психологическая служба УИС республики представлена семью специалистами-психологами, имеющими высшее профильное образование. Все они используют как специфические, так и аппаратурные методы для проведения диагностических и психокоррекционных мероприятий. Но главным условием успешной профессиональной деятельности психолога остается постоянное профессиональное и личностное саморазвитие, а также желание работать в этой профессии.

– Какие задачи стоят перед пенитенциарным психологом в работе с осужденными?

– Прежде всего, психологу необходимо проработать мотивацию осужденного для формирования у него определенных жизненных целей, которые он хочет достичь, с пониманием того, какие у него уже есть ресурсы и что он может изменить или развить в себе для достижения этих целей. Человек должен понимать – чтобы изменить жизнь к лучшему, нужно начать с себя и действовать, а если ничего не менять, то ничего не изменится. В этом случае эффективность коррекционной работы будет низкая или кратковременная.

– Кто принимает решение о том, что осужденному необходимо обратиться за помощью к специалисту?

– Законодательно закреплено, что любая психологическая помощь в учреждениях УИС оказывается только на добровольной основе. Инициаторами здесь могут выступать сотрудники учреждения (в том числе психолог) или сами заключенные. В первом случае инициатива проведения профилактической или коррекционной работы – это наличие обстоятельств или информации, которая может способствовать деструктивному поведению осужденного, либо уже свершившийся факт допущенного нарушения лицом, содержащимся под стражей или отбывающим наказание.

– По каким поводам осужденные сами проявляют такую инициативу?

– Чаще всего это дестабилизация в эмоциональной сфере, связанная с переживаниями из-за утраты социально значимых связей, поступления негативной информации из семьи, неуверенности в успешности адаптации в социуме после освобождения.

– Одна из главных трудностей в работе любого психолога – это необходимость работать со сложными эмоциями и тяжелыми историями клиентов. С какими вызовами приходится иметь дело психологу УИС?

– В первую очередь, это наличие стойких алкогольных или наркотических зависимостей, которые уже внесли изменения в личность осужденного. Второе, это низкая мотивация к изменению стереотипа мышления либо привычного способа поведения и стойкая внешне обвиняющая позиция со сниженной критичностью мышления. И здесь нужно быть готовым к агрессии, непредсказуемому поведению или выражению эмоций в ярких и неожиданных формах. Также на стадии знакомства с вновь прибывшим осужденным психолог может сталкиваться с низким уровнем доверия с его стороны, что требует времени, терпения и мастерства психолога для налаживания конструктивного взаимодействия.

– А если речь идет о взаимодействии с несовершеннолетними правонарушителями?

– Подростковый возраст сам по себе сложный как для самого несовершеннолетнего, так и для его близких. Это повышенная возбудимость, склонность к риску, проявление неадекватной реакции в жизненных ситуациях, требующие предельной деликатности и осторожности от психолога. Самое сложное – понять внутренний мир несовершеннолетнего, установить с ним доверительные отношения. Особенно, если это подросток с ярлыком «трудный» или «неуправляемый», который агрессивно взаимодействует с окружающими, пытаясь заявить о себе как о личности или в качестве протеста, не обладая другими навыками реализации данной потребности. В работе с такими подростками сначала нужно разобраться, в чем причина их деструктивного поведения.

– Другое направление вашей работы – психологическое обеспечение сотрудников УИС. Расскажите немного об этом…

– Деятельность большинства сотрудников уголовно-исполнительной системы связана с постоянным общением и взаимодействием с людьми, которые не по своей воле находятся в местах заключения. Специфика данного взаимодействия зачастую является стрессовой, несет в себе эмоциональную нагрузку и приводит к истощению внутренних ресурсов. И здесь имеют значение личностные особенности сотрудника, развитие его волевых качеств, мотивация. Для выявления сотрудников, имеющих признаки хронической усталости, а возможно, и сформировавшегося эмоционального выгорания, психологи учреждений используют методы наблюдения и тестирования с последующими психокоррекционными и психотерапевтическими мероприятиями.

– Есть ли примеры методик или подходов, которые показали себя наиболее эффективными в условиях пенитенциарной системы?

– Скорее, это не отдельные методики, наиболее подходящие для работы в учреждениях УИС, а, в большей степени, выбор и предпочтения конкретного психолога, который там работает. При этом методы, которые связаны с непосредственным физическим контактом психолога с клиентом, например, телесно-ориентированная психотерапия, не всегда уместны или возможны в наших условиях.

– Работая с непростым контингентом, психолог и сам подвержен физическому, эмоциональному и умственному истощению. Как этого избежать?

– Внешние факторы, способствующие эмоциональному выгоранию психолога, – это большой объем работы и высокая ответственность за ее результат. И здесь очень важна ранняя профилактика – осознанное отношение к своим личным границам и понимание значимости своей профессиональной роли. Когда человек видит смысл и цель в деле, которым занимается, риск эмоционального выгорания значительно снижается.

Кстати,

в учреждениях уголовно-исполнительной системы есть специальные психологические подразделения, в задачу которых входит работа с персоналом. Сотрудников информируют о причинах и симптомах выгорания, способах профилактики, учат управлять своим эмоциональным состоянием.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
2025 интервью КЧР Олеся Халмухамедова ОФСИН России по КЧР пенитенциарная система профилактическая работа психолог психологическая помощь психологическая служба психологическое обеспечение сотрудников УИС психоэмоциональное состояние синдром эмоционального выгорания сотрудник УИС трудовая деятельность уголовно-исполнительная система УИС КЧР учреждения УИС человек и его дело