Пантюркизм: исторические угрозы России и современность (ч. 2)
Продолжение. Начало здесь.
Попытка реализации доктрины
Младотурецкая революция 1908 года была с энтузиазмом встречена национальными меньшинствами, в том числе армянскими организациями. Но введение турецкой конституции и обещания соответствующих реформ не привели к улучшению ситуации, а национализм младотурок постепенно начал приобретать пантюркистский характер.
По определению советского исследователя Д. Е. Еремеева, «Пантюркизм – национал-шовинистическая буржуазная идеология», или «агрессивная, расистская доктрина, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое простирающееся от Балкан до Сибири государство Туран (отсюда применяемое иногда к пантюркизму название «пантуранизм»)».
Сторонники пантюркизма как в Османской империи, так и в дореволюционной России ставили далеко идущие цели – создать тюркское квази-государство, «Великий Туран», в состав которого должны были войти все тюркские народы.
С 1879 по 1907 гг. за пределами Османской империи выходило около 120 оппозиционных эмигрантских газет и журналов. В основном, эта свободная младотурецкая пресса выражала взгляды, сходные с позицией «новых османов», но ряд изданий уже тогда публиковал работы «тюркистов» – сторонников пантюркистской доктрины.
Младотурки, возглавившие революционное движение, после прихода к власти на словах декларировали равные права для всех народов (миллетов) страны, но на практике ослабления национального гнета, предоставления «миллетам» равных прав, демократизации внутренней жизни, проведения широких социально-экономических преобразований население не увидело.
Соответственно, и процессы развала империи остановить не удалось. а балканские войны 1912-1913 гг. привели к окончательному отпадению от Османской империи балканских государств, а внутри страны – к крушению доктрины «османизма».
Высланные в 1907 г. с территории Российской империи так называемые панисламисты (по терминологии Третьего охранного отделения к сторонникам пантюркизма применялся именно этот термин) приняли самое активное участие в пантюркистской пропаганде, призывая «освободить российских турок» от власти монархической православной власти. Непомерные амбиции выходцев из России, стремление говорить от имени «всех турок» Российской империи дали повод турецким и западноевропейским ученым для утверждений о том, что родиной пантюркизма была Россия.
Признавая роль российских пантюркистов в пропаганде пантюркизма в Турции, советский исследователь Э. Ю. Гасанова пишет: «На наш взгляд, правильнее искать корни шовинистических, агрессивных пантечений в буржуазном национализме любой нации на местной почве, в двойственной природе национальной буржуазии. Что же касается роли внешних факторов, то особенно пагубно сказались на турецком национализме в силу сложившихся исторических условий западноевропейские расистские пантечения».
Пантюркистская доктрина, получившая широкое распространение в Османской империи, сыграла немаловажную роль во вступлении Турции в I мировую войну. Реализации идеи создания «Великого Турана» мешал «армянский клин», отделявший Османскую империю от остального тюркского мира. 1915 считается годом начала геноцида армян в Османской империи, хотя массовая резня армян проводилась и ранее, например в 90-х годах XIX века. Но именно в 1915 году пантюркистские лидеры организовали массовую резню армянского населения как в Западной, так и в Восточной Армении под руководством государственных структур и по разработанному плану.
По приказу младотурецкого «триумвирата» была организована кампания «переселения» армян в бесплодные пустыни Сирии, на деле являвшаяся прикрытием для уничтожения мирного армянского населения. Часть армян была уничтожена в Западной Армении, часть – по пути в «места переселения». Курдская полурегулярная конница «Хамидие», отряды, сформированные из уголовников, и подразделения жандармерии, якобы «охранявшие» колонны эмигрантов, довершили начатое. В результате геноцида было уничтожено до полутора миллионов армян.
В работе турецкого исследователя Танера Акчама автор справедливо, на наш взгляд, пишет, что геноцид армян в конце XIX-начале XX вв. стал возможен не из-за прихоти отдельных чиновников, а стал закономерным последствием процесса развития и падения Османской империи. Этот процесс повлиял на формирование турецкого национального самосознания, турецкого национального «Я», которое и трансформировалось в воинствующий национализм.
После поражения Османской империи в первой мировой войне и падения младотурецкого правительства под давлением мирового общественного мнения в 1919 году в Стамбуле и некоторых других городах были организованы судебные процессы над бывшими руководителями Комитета «Единение и прогресс», виновными в планировании и осуществлении геноцида армян, греков, айсоров (ассирийцев), йезидов и других немусульманских народов империи. «Главное, что вытекает из начатого следствия, – гласил обвинительный акт, – состоит в том, что преступления, совершенные с момента высылки армян в разные места и в разные периоды, не являются изолированными или локальными действиями. Они были заранее обдуманы и осуществлены по распоряжению центрального органа, состоявшего из вышеуказанных лиц (Талаат, Энвер, Джемаль, Ибрагим Шюкри и др. – прим. В. Н.-Р.), либо согласно секретным приказам, либо устным инструкциям».
По мнению многих авторов, в соответствии с турецко-германским договором предусматривалась «помощь Германии в расширении турецкой территории за счет России таким образом, чтобы обеспечить непосредственное соприкосновение с мусульманским населением» (т. е. завоевание русской Армении).
Виктор НАДЕИН-РАЕВСКИЙ.
(источник: bs-kaspiy.ru).
Справка
Младотурки – политическое и националистическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы, создать конституционное государственное устройство и выступало против султана Абдул-Хамида II. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида I в 1908 году и провести половинчатые реформы внутреннего самоуправления и равенства среди христианских и мусульманских народов, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка большинство младотурок активно поддерживали деятельность кемалистской Народно-республиканской партии.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет