За молодыми – будущее
В Центре одарённых детей «Спутник» провели уникальную профильную смену «Коды Курчатова»
Это было особое событие для школьников республики, ведь с ними занимались настоящие профессионалы своего дела, специалисты из научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» под руководством легендарного специалиста Анатолия Георгиевича Кушниренко. Сегодня наша беседа – с этим ученым.
– Анатолий Георгиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем институте.
– Я заведующий отделом учебной информатики в институте, который подведомственен Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт». Наш институт – Научно-исследовательский институт системных исследований (НИИСИ) занимается многими вопросами, в том числе разрабатывает микропроцессоры, компьютеры двойного назначения, он занимается чисто теоретическими вопросами и, конечно же, образованием. Образование – это сейчас центральная проблема нашей страны. Я пережил 90-е годы, я пережил различные реформы, что-то из достигнутого в СССР было потеряно, что-то было внедрено новое, но сейчас России предстоит утвердить свою политическую независимость, которая немыслима без независимости технологической. Технологическая независимость – это в среднесрочной перспективе проблема подготовки кадров.
– И как вы оцениваете подготовку кадров в нашем регионе?
– Я был поражен тем уровнем подготовки одаренных детей, который имеется в Карачаево-Черкесии. Мы проводим здесь недельную смену по теме «Коды Курчатова на компьютерное моделирование физических процессов». К нам приехали на эту программу как ребята из школ Черкесска, так и школьники из Медногорского. Эти дети имеют примерно одинаковый уровень подготовки, но что самое главное – это дети увлечённые. Мы, конечно, не можем им за шестидневную программу дать большой объём знаний, но что мы можем и что мы делаем – мы пытаемся повысить их мотивацию, показать им на примере, что преодоление интеллектуальных трудностей в хорошей компании может быть привлекательным занятием.
Наш институт работает над образованием не только школьников. У нас имеется сетевая инновационная площадка «Пиктомер». Мы работаем в 850 детских садах и школах по всей России. Я скажу высокие слова, мы работаем над исполнением указаний нашего президента. Пять лет назад, участвуя в международной конференции по искусственному интеллекту, Владимир Владимирович Путин сказал, что для того, чтобы быть лидерами в сфере искусственного интеллекта, надо быть лидерами в сфере школьного и даже дошкольного образования. И поручил правительству работу по дополнительной организации, по дополнительному финансированию, повышению уровня преподавания математики и информатики. Именно этим мы занимаемся в детских садах. Именно этим сегодня мы занимаемся в Карачаево-Черкесии. Мы учим малышей программированию.
Жизнь – штука сложная, она не сводится к каким-то уравнениям. Дети, которые к нам приехали, они разные. Какое-то количество из них станет учеными, инженерами, которые будут создавать новые вещи. Какое-то количество будет эксплуатационщиками, которые будут обеспечивать всю сложную инфраструктуру современного информационного общества. Кто-то сменит профессию, но будем надеяться, что они своим детям смогут передать желание заняться математикой и естественными науками, которое они по тем или иным причинам сами не реализовали.
– Каковы самые главные достижения в вашей жизни? Попробуйте выделить.
– Теорема Кушниренко. В 1975 году я доказал теорему, она вошла в анналы математики. Это математическая теорема. Известно, что если в уравнении одна переменная и степень двойка, то имеются два решения, если переменных много и степени там большие, то не было известно, сколько решений можно предложить. И вот мне удалось найти простую геометрическую формулу, которая говорит, что число решений можно предсказать.
– Почему вы занялись именно этим?
– Потому что мой учитель, мой научный руководитель, академик Владимир Игоревич Арнольд, известный математик, в этот момент работал совершенно над другой задачей и временами просил меня что-то посчитать. И он несколько раз меня просил посчитать для конкретной системы, сколько у неё решений, и, решив несколько его задач, я понял, что можно доказать общую теорему, и доказал её.
– Но ведь вы еще и автор учебника информатики….
– Да, второе мое достижение, конечно, это учебник информатики и школьный алгоритмический язык. Сегодня имеются шесть языков, которые допущены для изучения в курсе информатики основной школы. Основная школа – это до девятого класса. Там имеется Python, там имеется Pascal, там имеется школьный алгоритмический язык. Соответственно, он был придуман изначально Андреем Петровичем Ершовым, нашим российским академиком, но развивала его компания-команда с участием академика Евгения Павловича Велихова уже на механико-математическом факультете МГУ. Этот язык до сих пор существует. Компилятор с этого языка свободно распространяется, и сто тысяч детей по всей России скачивают наше бесплатно распространяемое программное обеспечение. И еще у меня имеется достижение – я являюсь соавтором, разработчиком отечественного микропроцессора двойного назначения. Но где он применяется, рассказывать не могу.
– Есть ли у вас какой-то совет школьникам? Как полюбить математику, информатику?
– Думаю, нужна компания. Невозможно достичь чего-то, занимаясь этим в одиночку. Имеются одно-два исключения в мире, но в основном нужна компания. Вот к нам приезжают дети из Курчатовских классов. Опять-таки Курчатовский институт организовал классы по всей России. Примерно несколько тысяч детей учатся каждый год в этих классах. И вот из этих детей, из детей, которые сюда приехали, может выйти что-то очень достойное. Они уже почувствовали вкус науки, они уже поняли свои силы, они поняли, что им нравится, а что нет. За этими молодыми – будущее.
Справка
Анатолий Георгиевич Кушниренко – доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры дополнительного профессионального образования НИЦ «Курчатовский институт» ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, заведующий отделом учебной информатики НИЦ «Курчатовский институт» ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, автор множества учебных пособий по информатике. Награжден медалью «За безупречный труд и отличие» III степени.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет