День республики № 136 от 02.12.2025

Пантюркизм: исторические угрозы России и современность (ч. 5)

2 декабря в 08:11
2 просмотра
Выступление Р. Т. Эрдогана на X съездe тюркоязычных государств и народов
Выступление Р. Т. Эрдогана на X съездe тюркоязычных государств и народов
Источник — Фото tudev.org.tr

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4.

Организационное оформление проекта «тюркского единства»

Конкретные шаги в создании объединения тюркоязычных (или по турецкой терминологии «турецких») государств Турция сделала уже в 1992 году. 30-31 октября 1992 г. в Анкаре состоялась встреча глав шести тюркоязычных государств бывшего СССР (Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении) и Турции, приуроченная к 69-й годовщине провозглашения Турецкой Республики.

Участники встречи договорились о дальнейших регулярных встречах на высшем уровне и подписали Анкарскую декларацию, в которой было заявлено о желании «действовать совместно в международных организациях», сохранять культурное наследие своих стран и развивать экономические связи.

Однако постепенно в самой Турции пантюркистская эйфория начала спадать. Турция жила в течение многих десятилетий на мифологизированных представлениях о «миллионах турок, угнетаемых царизмом», а потом и большевиками. Когда турецкие пропагандисты писали о «внешних турках», то прежде всего речь шла о мифологизированных представлениях об общих языке, религии, корнях.

Впрочем, в новых тюрко-мусульманских государствах реальная ситуация была далека от турецких представлений. Так, мифом оказались представления о едином турецком (тюркском) языке. Турецкие представления о том, что «все тюрки – мусульмане» также оказались несостоятельными. Так, чуваши и гагаузы – православные, тувинцы – ламаисты и т. д. Даже азербайджанцы – мусульмане-шииты, к которым в самой Турции относятся как к «презренным шиитам». Культурные различия тюркских народов также оказались значительными, а отказаться от национальных культур тюркоязычные народы были явно не готовы. При этом национальная элита тюркских государств не готова передать власть новому «старшему брату».

Ситуация с реализацией «тюркского проекта» начала меняться в Турции с приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. ПСР позиционировала Турцию как «мост между Востоком и Западом», выступала за вступление Турции в Европейский союз и, в то же время в рамках объявленной политики «ноль проблем с соседями» начала устанавливать связи с соседними государствами (Сирией, Ираком и Ираном). Тогда еще премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что цель его дипломатических усилий заключается в том, что Анкара должна стать игроком в региональных делах, а не как «объектом». «Плохо, что мы не задавали вопрос, почему мы на долгие годы повернулись спиной к своим соседям», – заявлял турецкий премьер.

В сентябре 2006 г. после многолетнего перерыва в Анталье состоялся десятый съезд тюркоязычных государств и народов под председательством координатора форума – государственного министра Турции Бешира Алатая и под патронажем премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Кроме представителей постсоветских республик и других тюркоязычных народов мира в работе съезда приняли участие представители и ряда регионов Российской Федерации: Чеченской Республики, Татарстана, Башкирии, Республики Саха-Якутия, Республики Алтай.

Открывая съезд, Эрдоган предложил создать Содружество тюркоязычных государств, которое, по его словам, «подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции». «Тюркский мир должен играть весомую роль в международной политике, – продолжал Эрдоган. – Этого требует географическое и историческое наследие наших стран». Таким образом, Турция не просто реанимировала «тюркский проект», но и утверждала свою ведущую роль в его реализации.

Еще одной немаловажной инициативой Турции стало создание Ассамблеи тюркских народов (АТН), которая позже была переименована во Всемирную ассамблею тюркских народов (ВАТН). Она объединяла общественные организации тюркоязычных регионов, включая, соответственно, и действующие на постсоветском пространстве. В дополнение к уже созданным структурам 3 октября 2009 г. на десятом, Нахичеванском, саммите была учреждена еще одна международная организация – Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Участниками этого нового объединения стали Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Турция.

21 октября 2011 г. в г. Алматы состоялся первый саммит Совета под председательством президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаев призвал Узбекистан и Туркмению присоединиться к процессу становления и работе новой организации. Кроме того, Назарбаев стал инициатором создания Тюркской Парламентской Ассамблеи, Совета старейшин, Тюркской Академии.

Виктор НАДЕИН-РАЕВСКИЙ.
(источник: bs-kaspiy.ru).

Продолжение следует.

Факт

В преддверии саммита в Анталье имел место неприятный эпизод. Так, посол РФ в Турции Петр Стегний передал пожелание российской стороны принять участие в саммите в качестве наблюдателя. Однако Анкара неожиданно отказалась удовлетворить просьбу Москвы. И хотя Анкара призвала Москву «не искать политической подоплеки в отказе, поскольку он продиктован правилами саммита», Россия все же упрекнула Турцию в «попытке проникнуть в Среднюю Азию». Чтобы сгладить возникшую напряженность, пресс-секретарю МИД Турции Намику Тану пришлось выступить со специальным заявлением о том, что никакого кризиса в российско-турецких отношениях нет и что «российско-турецкие отношения активно и многосторонне развиваются».

Виктор НАДЕИН-РАЕВСКИЙ
Поделиться
в соцсетях
Актуально Виктор Надеин-Раевский востоковед Всемирная ассамблея тюркских народов история Казахстан международная политика международные отношения научные исследования Нурсултан Назарбаев Организация тюркских государств пантуранизм пантюркизм Политика политолог Реджеп Тайип Эрдоган российско-турецкие отношения Совет сотрудничества тюркоязычных государств статья Турция тюркизм тюркоязычный народ тюркский мир Тюркский проект