Спасибо, что вы были…
В прошлый четверг в детской художественной школе Черкесска с большой теплотой вспоминали Игоря Дмитриевича Кияницу
«До сих пор не верится, что его с нами нет» – эта фраза не раз звучала в минувший четверг в детской художественной школе Черкесска на мероприятии, посвященном памяти Игоря Дмитриевича Кияницы. Звучала с глубокой болью и грустью. Игоря Дмитриевича не стало ровно год назад, 18 декабря 2024-го. Всего три дня он не дожил до своего 90-летия. И 54 года из этих девяноста он отдал этой школе, причем 18 лет, с 1970 по 1988 год, был ее директором.
Хорошо помню, как накануне 75-летия Игоря Дмитриевича мне позвонила завуч этой школы Прасковья Ивановна Маркова и попросила написать о нем материал. Это был невероятно скромный и глубокий человек, который никогда нигде себя не выпячивал. Даже звание «Ветеран труда» ему выхлопотала сама школа, когда педагогу было уже за семьдесят. Он жил искусством, жил школой. И этого ему было достаточно.
Именно об этой беззаветной преданности Кияницы своему делу говорили все выступавшие в этот день: директор школы Юрий Карасов, завуч Прасковья Маркова, преподаватели школы Мария Гречкина, Наталья Мурашова, бывшая ученица Игоря Дмитриевича, преподаватель графического дизайна колледжа IT TOP Карина Мукова…
Возле кабинета, где многие годы преподавал Игорь Дмитриевич, собрались педагоги и бывшие ученики Кияницы, а также нынешние ученики школы. На стене – картины Игоря Дмитриевича из фондов ДХШ. На самом деле их гораздо больше, но выставлены именно те, что выполнены в академическом стиле: портреты, натюрморты, пейзажи. Ведь, как рассказала Прасковья Маркова, Игорь Дмитриевич был убежден, что любой художник на пути к своей творческой манере, своему стилю должен сначала получить академическое образование, которое как раз и является основой для дальнейшего творческого развития.
Сам Игорь Дмитриевич это образование получил довольно поздно. Хотя интерес к искусству в нем пробудился еще в детстве. Сестра отца вышла замуж за профессионального художника Владимира Омельченко. И именно он, заметив, с каким интересом Игорь, приходя в гости, наблюдает за его работой над картинами, стал делиться с мальчиком азами изобразительной грамоты, дал ему в руки кисть. А еще повел Игоря в музей изобразительных искусств, где мальчишка впервые в жизни увидел подлинники Репина, Айвазовского, Шишкина, Левицкого, Рокотова, Боровиковского, Семирадского и был очарован миром искусства.
Да, потом были служба в армии, учеба в родном Харькове в институте инженеров коммунального строительства. Юноша из обычной советской семьи (мама работала в аптеке, папа был парикмахером) выбрал обычную профессию инженера. Но… тот удивительный мир гармонии и красоты, однажды открывшийся Игорю, уже не отпускал. И еще там, в Харькове, будучи студентом, он записался в студию при художественном институте. А попав по распределению на работу в Черкесское РСУ, Кияница совсем не случайно оказался в студии самодеятельных художников при областном доме народного творчества, где учился живописи, композиции, рисунку у Александра Михайловича Гречкина.
Невероятное упорство (кстати, позже Кияница заочно окончит художественно-графический факультете Кубанского госуниверситета), каждодневный труд и искренняя любовь к искусству сделают Игоря Дмитриевича одним из ведущих художников Карачаево-Черкесии, чьи самобытные работы: портреты, пейзажи, натюрморты, глубокие философские полотна – будут экспонироваться на различных зональных и всероссийских выставках, попадут в частные коллекции в США, Израиле, Великобритании, Германии и других странах. А его замечательное умение ладить с детьми, редкая способность объяснять даже самое сложное простыми словами помогут ему найти свое место в жизни – он станет преподавателем в детской художественной школе. И каким преподавателем!
– Если бы не было Игоря Дмитриевича, не было бы и меня, – говорит бывший ученик Кияницы, академик Российской академии художеств Олег Путнин.
И эти слова могут повторить многие ученики Кияницы, состоявшиеся художники, которые сегодня работают не только в разных уголках нашей страны, но и за рубежом: в США, Швейцарии, Австралии…
– Для меня уход Игоря Дмитриевича – большая потеря, с которой я не могу смириться до сих пор, – говорила на вечере в ДХШ Черкесска, не скрывая слез, Карина Мукова. – Это мой наставник, который дал мне фундамент для моего развития. Никогда в своей жизни я не встречала более умного, более начитанного, более образованного человека, чем Игорь Дмитриевич. С ним можно было обсудить любую тему с разных ракурсов: с точки зрения искусства, с точки зрения науки, с точки зрения медицины…
– Да, он был очень эрудированный и начитанный, – подхватывает Наталья Мурашова. – Он часто спрашивал: а ты это читала, а это? Казалось, он перечитал все книги на свете и мог ответить на любой вопрос. А еще он в каждом школьном наборе выделял наиболее способных учеников и всячески старался их направлять, поддерживать. Помню, как-то на этюде в Архызе я говорю ему: «Игорь Дмитриевич, а давайте вон туда пойдем, там красивый уголок». А он повернул меня в одну сторону лицом и говорит: «Зачем куда-то идти? Смотри, как красиво!», а потом развернул меня в другую сторону и говорит: «А смотри, как тут красиво!». Этот человек везде видел красоту!
– Я тоже училась у Игоря Дмитриевича. И очень рада, что в свое время написала его портрет, – говорит преподаватель ДХШ Черкесска Ирина Звагольская. – Это был очень умный, добрый, отзывчивый человек, который с годами, как мне казалось, совершенно не менялся. Он был философ. И мне так хотелось передать в портрете его характер! Все, кто теперь видит эту картину, говорят: «Да, это Игорь Дмитриевич». Мне удалось передать его ясный, добрый, мудрый взгляд.
Кстати, как вспоминали на вечере в ДХШ, Кияница одним из первых среди педагогов школы стал работать с детьми по предпрофессиональной программе. Он был добрым, но при этом очень строгим, требовательным преподавателем, который никогда не поднимал голоса на детей, но при этом добивался поразительной дисциплины на своих занятиях.
– И только ученики Игоря Дмитриевича писали дипломные работы в нашей школе маслом! – отметила Мария Гречкина.
Это, к слову, говорит о высоком уровне подготовки юных художников. Как такое удавалось Киянице? Тут вспоминается наша давняя беседа с Игорем Дмитриевичем.
– Когда я учился в институте в Харькове, – рассказывал он, – у нас был удивительный учитель физкультуры. Он давал задания, но сам их не делал – у него болела спина. И вот как-то на зачете я отлично пробежал стометровку. Однако физрук предложил мне пробежать заново, показав, как правильно я должен держать руки и ставить ноги. Можете представить мое удивление, когда я, учтя замечания педагога, пробежал ту же дистанцию гораздо быстрее! А ведь он просто показал. Вот педагогу важно уметь просто показать, просто научить тому, как правильно, при этом помогая раскрыться индивидуальным способностям ребенка.
Он действительно был мудрым наставником. И очень любил свое дело.
– «Если я уйду из школы, я сразу умру», – говорил папа, – вспоминала на вечере дочь Игоря Дмитриевича Татьяна. – И он ходил в школу каждый день, даже в выходные. Если не занимался с детьми, то рисовал… А как же он тосковал по школе, когда заболел. Ему так хотелось увидеть, как она похорошеет после капитального ремонта. И я возила его к школе на кресле-каталке, чтобы он посмотрел, как идут ремонтные работы. К сожалению, он так и не успел порадоваться школе в обновленном виде.
Когда в 2023 году с Кияницей стряслась беда – он сломал шейку бедра, из любимой школы пришлось уволиться. И он действительно стал умирать. Похоже, его убивала не столько болезнь, сколько невозможность работать.
Помню, в нашей давней беседе он сказал:
– Однажды я задумался: вот если художник окажется на необитаемом острове и ему будет стопроцентно известно, что его творчество никто и никогда не увидит, будет ли он тогда, имея и краски, и холст, писать картины? Очень сомневаюсь. Человек творит, чтобы поделиться своими мыслями, своими образами с другими. А если не с кем делиться, некому отдавать, некого восхищать, то зачем?..
Ему просто стало некому отдавать себя. И он ушел. И унес с собой свой мир, наполненный чувствами, красками, образами, оставив отголоски этого мира в своих картинах. И лично меня очень порадовала идея Юрия Карасова провести в следующем году, когда, кстати, детская художественная школа будет отмечать свой 60-летний юбилей, персональную выставку Игоря Дмитриевича.
А пока в память о заслуженном учителе КЧР, члене Союза художников РФ в его родной художественной школе открыли скромную мемориальную табличку у кабинета, где учил, творил, работал, а по сути – жил многие годы удивительно светлый творческий человек – Игорь Дмитриевич Кияница.
Кстати,
став в 1969 году преподавателем детской художественной школы, Игорь Кияница не сразу понял, что нашел дело по душе. Просто однажды, как рассказывал Игорь Дмитриевич, он поймал себя на мысли, что происходящее в школе так захватывает его, что он не торопит время, не считает часов до окончания рабочего дня, как это было в строительных организациях, где он трудился ранее. И вот тогда пришло осознание, что это – его!
{{commentsCount}}
Комментариев нет