Хасан Биджиев: полвека на сцене
3 декабря исполнилось 75 лет директору Русского театра драмы и комедии
Хасан Якубович – частый гость нашей редакции, и мы были уверены, что много писали об этом неординарном человеке. Однако, покопавшись в архивах, обнаружили, что писали о театре, о спектаклях, но почти ничего о нем самом. Мы решили исправить эту ошибку.
Корни древа
Каждый раз, общаясь с Хасаном Якубовичем, невольно проникаешься обаянием его чарующего голоса, а умные, проницательные глаза, кажется, смотрят прямо тебе в душу. Но в этом взгляде видна и его собственная душа, трепетная, открытая, ранимая. Он мало говорит о себе, чаще вспоминая людей, с которыми шел по жизни.
В Даусузе семья Биджиевых обосновалась после революции. Сюда переехал с молодой женой его дед, Мусса, герой Первой мировой, воевавший в легендарной Дикой дивизии, кавалер трех Георгиевских крестов, обладатель наградного карабина, отделанного слоновой костью! В 1943-м Биджиевы были сосланы в Южно-Казахстанскую область. Именно здесь познакомились родители Хасана – Якуб и Балдаш.
Двойняшки Хасан и Хусейн были первыми в многодетной семье Биджиевых. Четверо родились в ссылке, четверо – после возвращения в Даусуз. Отец – мастеровой, работал на машинно-тракторной станции. Начальство в нем души не чаяло, премировало «Москвичом», на ВДНХ командировало, но ордена не дали, поскольку… ссыльный, спецпереселенец. Мать трудилась на хлопковых полях, тоже была на хорошем счету, и ей тоже наград не досталось.
Школа
На мое недоумение, как же получилось из глубинки до театральных подмостков подняться, Хасан Якубович только рассмеялся:
– Нууу… вы недооцениваете мой родной Даусуз! Во времена моей юности жизнь здесь кипела: лес добывали, мебель делали. А какая была школа! Директором был Николай Николаевич Нешта, заслуженный учитель РСФСР, между прочим. А какой у нас был учитель литературы! Халид Магомедович Теунаев. Именно он и вывел меня на театральную дорогу. Горький говорил, что всем лучшим он обязан книгам. А я могу сказать, что всем, что есть во мне хорошего, я обязан Халиту Магомедовичу. Если и было во мне какое-то зернышко заложено, именно он его нашел, откопал и вырастил, – признается мой собеседник.
Первый сценический опыт
На сцену Хасан попал не как актер, а как танцор. Халит Магомедович не ограничивался литературой, а организовал в школе кружок национальных танцев.
– Мы там, в спортзале, после шестого урока, в сапогах, танцевали до седьмого пота. На пальцах ног мозоли были. Танцевали настолько неистово, что разбивали барабаны.
А еще Хасан заслушивался радиоспектаклями с участием Грибова, Ильинского, Плятта. И обожал Левитана! Пытался ему подражать.
В общем, попал наш герой в школьную самодеятельность. В восьмом классе стал лауреатом областного конкурса – заветный значок с танцующей парой Хасан Якубович до сих пор бережно хранит. Юного артиста и заприметил Борис Тохчуков, в то время – режиссер областного драмтеатра. Именно Борис Хусейнович предложил Хасану попробовать сдать экзамены в Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели.
Экзамен
Сказать, что это предложение было неожиданным – не сказать ничего. Хасан только окончил 9-й класс. Впереди – год учебы. В планах – окончить школу и поступить на юрфак, ибо был убежден: чтобы в артисты попасть, нужно быть Аленом Делоном, не меньше. Поэтому летние каникулы проводил с пользой – косил вместе с братом сено для семейной живности. Когда с косогора Хасан увидел отца, который подъехал на машине и махал ему пиджаком, он испугался, подумал, что с мамой что-то случилось. Оказалось, звонили из райисполкома, просили связаться с режиссером Тохчуковым.
И понеслось… О всех приключениях рассказывать – места в газете не хватит. Комиссия то не верила, что светловолосый, чисто говорящий по-русски мальчик – карачаевец, то смутилась отсутствием аттестата. Но в итоге Хасан оказался среди тех десяти счастливчиков, которые отправились на учебу в Тбилиси.
Тбилиси
В институте ставили много. Среди серьезных ролей – Григ в «Безымянной звезде», Григола в «Отцеубийце» Александра Казбеги.
Спектакли привозили и показывали на родине. Привезли и в Даусуз. Вроде бы гордость аула, а тут новая проблема. В спектакле любовные сцены. Что люди говорить будут? Отец так на спектакль и не пришел, чтобы сына не смущать.
В Тбилиси Хасан встретил и свою вторую половину – Зейнаб, с которой прожил вместе уже больше полувека.
Москва
Вернувшись в Черкесск, молодой, красивый, фактурный Хасан был нарасхват. Но тут появилось новое искушение. В отделе культуры Биджиеву предложили направление в ГИТИС на режиссерское отделение. Без приключений и тут не обошлось. И театральное руководство встало на дыбы. И направление в институт не пришло. Но на собеседование Хасана все-таки допустили. Комиссия была звездная: Леонид Хейфиц, Андрей Гончаров, Марк Захаров, Мария Кнебель. Вопрос был с подвохом: представьте, вы режиссер одного из московских театров, кого бы вы взяли к себе в команду? В качестве своего помощника Биджиев выбрал… председателя комиссии Хейфица! Напор абитуриента комиссия оценила.
– Я не хотел грубить. Думал: ладно, хоть так запомнюсь. Леонид Ефимович и запомнил. Потом, когда я уже поступил, столкнулись в коридоре, он узнал меня и спросил: ну что, возьмете меня помощником?
В ГИТИСе Биджиев попал в группу Петра Фоменко. Учился вместе с Сергеем Женовачем. Что и говорить, школа!
Актер
Безусловной удачей Биджиев считает свою работу в спектакле «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» Петера Вайса в постановке Гедрюса Мацкявичуса. Аллегорическая и абсурдистская история о маленьком человеке, оказавшемся жертвой системы. История вполне актуальная. Хасан Якубович играл три роли: ловеласа, начальника тюрьмы и… Господа Бога!
Еще Хасан Якубович вспомил роли Понтия Пилата и Гришана в спектакле «Плаха» по Айтматову, который ставили в ГИТИС.
Режиссер
А режиссерской удачей Хасан Якубович считает постановку пьесы югославского драматурга Иво Брешана «Представление Гамлета в селе Нижняя Мордуша». Это была необычная и смелая работа. Были интересные режиссерские решения. В пьесе была сцена брачной ночи. Как это показать? Он обыграл это с длинной скамейкой, которая превращалась в качели, на которых кружились влюбленные. Получилось прилично и очень красиво.
Планы
Бенефис, устроенный в его честь, Хасан Якубович перенес спокойно: за свою долгую актерскую жизнь он привык к аплодисментам. Сам он уверен, что сделал мизер из того, что мог. Но главное, нет ни грамма апатии, нет усталости, нежелания работать. Планов – громадье. Ближайшая задача – открыть в колледже культуры русскую театральную студию. Еще мечта – создать «Аллею памяти актеров».
Листья древа
Главное в жизни – дети. И для Хасана Якубовича это совсем не банальность. Дочь, Медина, экономист, в 23 года защитила диссертацию, работает в РАНХиГС на Вернадского. Сын Эльдар – юрист в мэрии. Ну и главная радость – две очаровательные внучки: София и Лейла. Ну что ещё желать?
Досье
Хасан Биджиев родился 3 декабря 1950 года в Пахта-Аральском районе Южно-Казахстанской области. В 1967-1972 годах он – студент Тбилисского театрального института. С 1972 по 1984 годы – актер карачаевского театра. В 1988 году с отличием окончил режиссерский факультет ГИТИС. В 1989-1990 годах работал главным режиссером национального театра. Автор перевода пяти пьес на карачаевский язык. Снялся в девяти фильмах. С декабря 2002 года возглавляет Русский театр драмы и комедии КЧР, который за спектакль «Васса Железнова» признан лучшим русским театром ЮФО. В 2005 году избран председателем Союза театральных деятелей КЧР. Кавалер орденов «За заслуги перед КЧР», «За заслуги перед уммой». Почетный гражданин городов Карачаевска и Черкесска. Указом Президента России В. В. Путина в 2013 году ему присвоено высокое звание «Народный артист Российской Федерации».
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет