Сделано на Кавказе

29 марта в 06:05
 просмотров

С 14 марта по 28 мая в выставочном павильоне республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника проходит выставка «Золотое руно», посвященная искусству обработки шерсти.
Что может быть волнительнее, чем прикосновение к прошлому. Разве только взгляд в будущее. Последнее, к сожалению или к счастью, невозможно, первое – вполне.
В 1936 году в селении Сары-Тюз выдавали замуж Кулизар Борлакову. Большинство вещей в ее приданом, по традиции, были ручной работы. В том числе и войлочный ковер. В традиционных бело-серых тонах, но украшенный яркой тесьмой из крученной шерстяной нитки, он наверняка удивил и порадовал родню жениха. И теперь, 77 лет спустя, ковер также хорош. С 14 марта по 28 мая в выставочном павильоне республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника проходит выставка «Золотое руно», посвященная искусству обработки шерсти.
Что может быть волнительнее, чем прикосновение к прошлому. Разве только взгляд в будущее. Последнее, к сожалению или к счастью, невозможно, первое – вполне.
В 1936 году в селении Сары-Тюз выдавали замуж Кулизар Борлакову. Большинство вещей в ее приданом, по традиции, были ручной работы. В том числе и войлочный ковер. В традиционных бело-серых тонах, но украшенный яркой тесьмой из крученной шерстяной нитки, он наверняка удивил и порадовал родню жениха. И теперь, 77 лет спустя, ковер также хорош. Полюбоваться им и множеством других изделий из шерсти конца XIX – начала XX вв., в прямом и переносном смысле прикоснуться к истории можно в Выставочной галерее на пересечении улиц Первомайской и Красногвардейской, в Черкесске.
– Все экспонаты из фонда республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника. Собраны со всех районов республики. На самом деле хранить их очень сложно, нужно регулярно просушивать на солнце, оберегать от моли, следить, чтобы не подверглись изменениям цвет и целостность. Войлочное искусство уходит в прошлое, поэтому эти вещи очень ценны сейчас, как были ценны в свое время, за некоторые из представленных здесь изделий давали двух-трех коров или лошадь, – рассказывает зам. директора музея по научной работе Тамара Байрамкулова.
В зале выставлены два вида изделий: из домотканого сукна (черкески, башлыки, бешметы, рубашки, безворсовые ковры-паласы) и выполненные из войлока (бурки, шляпы, ноговицы, ковры), несколько экспонатов стеганной одежды, а также заготовки для изделий, украшения для бурки, гребни для расчесывания шерсти, несколько веретен, принадлежавших горским семьям и казачьим, самопрялки и ткацкие станы.
«Выполнено Ханитат Хамшаовой (30-е гг.)», «Мастерица Байдымат Боташева (1935 г.)», «Принадлежало Дзадзу Хуранову (1902 г.)» «Сделано в а. Учкулан», « …Зеюко», «… Икон-Халк», «… Красный Восток». Человека с воображением надписи на изделиях способны в мгновение ока перенести на век в прошлое, в горскую саклю, казачью избу или ногайскую юрту. Так зачем же мечтать о машине времени, когда она уже существует. Называется она – музей. Добро пожаловать на борт!

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях